«Революции нано» не было, нет и не будет, так как нанотехнологии, которые развиваются уже давно и постепенно, нельзя рассматривать отдельно от истории развития всей науки. Новая книга профессора МГУ Генриха Эрлиха «Золото, пуля, спасительный яд», номинированная на премию «Просветитель», расставляет в «наноистории» точки над i.
Эту книгу можно было бы, наверное, назвать как-нибудь вроде «Нанотехнологии среди нас», но название выявляет претензию на полноценное литературное произведение – «Золото, пуля, спасительный яд». Претензия является оправданной, потому что автор, Генрих Владимирович Эрлих, давно и с успехом совмещает в себе две ипостаси – ученого и литератора.
Доктор химических наук, профессор МГУ, он одновременно и член Союза писателей, известный популяризатор науки и историк (известны его книги о Николе Тесла, Иване Грозном, Борисе Годунове, Смутном времени, а также труд, разоблачающий деятельность «пророка» Григория Грабового, написанный вместе с журналистом Дмитрием Соколовым-Митричем).
Новая книга Эрлиха посвящена доказательству, что на самом деле никакой нанотехнологической революции не было, нет и не будет: нанотехнологии развиваются давно и постепенно.
«Разговоры о революции, – пишет он во вступлении, – потребовались для того, чтобы побудить государства и корпорации раскошелиться на науку, к которой чиновники и бизнесмены стали остывать, а в нашей стране и вовсе махнули рукой. Не будем осуждать ученых за этот маленький блеф, потому что другого способа пробить стену непонимания у них не было».
Эрлих уверен, что, несмотря ни на какие терминологические загвоздки, нанотехнологии должны включать в себя достижения прошлых веков. По Эрлиху, начало нанотехнологиям положил еще Бенджамин Франклин, который был не только великим политиком, но и знаменитым ученым, хотя больше всего прославился портретом на известной купюре. Он, в частности, пытался выяснить, почему морские волны можно успокоить, разлив на них масло, и в результате узнал, что, вылив в пруд чайную ложку масла, можно получить масляное пятно площадью в несколько сотен акров и толщиной 10 нанометров.
С одинаковым увлечением автор далее рассказывает как о прогрессе в науке о наночастицах, так и о людях, которые эту науку делали.
Читателю открывается история даже не столько научных достижений, сколько людей, которые за этими достижениями стояли.
Время от времени в этом неторопливом повествовании вспыхивают и великие имена вроде основоположника учения об электромагнетизме Майкла Фарадея.
Еще Эрлих вспоминает Иоганна Тобиаса (Товия Егоровича) Ловица, блестящего химика, который поблек на фоне своего современника Михаила Ломоносова, хотя, уверяет Эрлих, в своей области он был так же велик. Замечателен очерк о Владимире Ипатьеве, отце современной нефтепереработки и нефтехимии, хотя в России больше, к сожалению, прославился его брат Николай, чей дом в Екатеринбурге большевики использовали для расстрела царской семьи.
Книга рассказывает множество удивительных историй, о которых подчас умалчивают даже профессиональные историки науки.
Например, историю о заочном соперничестве гениального Лайнуса Полинга и пары «кембриджских оболтусов» – Джеймса Уотсона и Френсиса Крика, будущих лауреатов Нобелевской премии, которое привело к величайшему биологическому открытию XX века – открытию двуспиральной структуры ДНК.
Есть тут и золото, наночастицы которого используются в катализе, и «волшебная пуля» – вирус (тот самый «спасительный яд»), тоже наночастица, доставляющая лекарства или, наоборот, убийц к нужной клетке.
Перечисления можно продолжить, и все они подтверждают правоту автора: нанотехнологии живут с нами уже как минимум два с половиной века, и требуется маленькая революция в сознании, чтобы понять это в полной мере.
С момента, когда приставка «нано» вошла в широкий обиход, а склонять нанотехнологии стали к месту и не к месту, на полках книжных магазинов скопилась внушительная батарея брошюр и книг, зачастую сомнительного качества, посвященных этому последнему писку научной моды. «Золото, пуля, спасительный яд» – редкий пример научно-популярной работы о нанотехнологиях, на который действительно стоит обратить внимание. Факт, который не сумели омрачить ни опечатки, ни довольно скверная редактура книги, «багодаря» которой академик Сергей Вавилов стал, например, лауреатом Нобелевской премии. Хотя, безусловно, так бы оно и было, доживи замечательный русский физик до 1958 года, когда Нобелевская премия была присуждена работавшей под его руководством группе – Тамму, Франку и Черенкову.
Генрих Эрлих, «Золото, пуля, спасительный яд. 250 лет нанотехнологий». – «Колибри», «Азбука-Аттикус», серия Galileo, 2012, 400 с.