Одним из важнейших вопросов, который возникает у школьников и их наставников при подготовке к олимпиадам, в том числе таким междисциплинарным и комплексным, как Всероссийская олимпиада по нанотехнологиям, - какие задачи существуют и как их решать. Можно попытаться прорешать все виды и типы задач, какие только существуют, однако это достаточно длинный и малоэффективный путь. Олимпиады - это творческие испытания, а не экзамен - обязаловка, поэтому и задачи могут лишь сочетать известные приемы и подходы к решению, но, в целом, олимпиадные задания - всегда предмет для размышлений и нестандартного мышления, которое нужно в себе развивать. Главное - думать, потом - делать.
Предлагаемый ниже сборник для подготовки и самоподготовки к олимпиадам составлен ведущими специалистами в вопросах олимпиадного движения и включает следующие материалы:
1. Современное состояние системы химических олимпиад (Автор - профессор В.В. Еремин).
Научные олимпиады школьников появились в нашей стране более 80 лет назад, еще в довоенное время. Первыми были олимпиады по математике (1934, 1935), затем последовали олимпиаде по физике (1938) и химии (1938). Организаторами выступили Московский и Ленинградский университеты. Основными целями первых олимпиад по химии были пропаганда химических знаний, активизация работы школьных химических кружков и научных обществ, создание оптимальных условий для выявления одаренных детей, привлечение одаренных школьников к ранней исследовательской деятельности и развитие взаимодействия школ с вузами. Эти важные для общества и химического образования цели с тех пор практически не изменились, а химические олимпиады пережили несколько периодов бурного развития и в настоящее время являются одной из основ химического образования, охватывая каждый год сотни тысяч учащихся старших классов. Истории развития химических олимпиад в России посвящена отдельная лекция, а здесь мы расскажем о современном состоянии системы химических олимпиад. Цифры, приведенные в данной лекции, актуальны на июль 2017 года. Читать далее
2. Как готовиться к олимпиадам по химии? Список книг и интернет-ресурсов (Автор - профессор В.В. Еремин).
Общий рецепт – очень простой: читать хорошую литературу и много работать – решать задачи. Мы дадим вам список книг с короткими комментариями и ссылки на электронные ресурсы. Конечно, этот список – далеко не исчерпывающий и не универсальный, но все, что в нем есть – гарантированно высокого качества. Большинство книг можно купить в книжных магазинах, а некоторые букинистические книги можно скачать из сети. Читать далее
3. Международная химическая олимпиада школьников и ее роль в химическом образовании (Авторы - профессор В.В. Еремин, профессор А.К. Гладилин).
Международная химическая олимпиада школьников (далее – МХО) – это ежегодное соревнование школьников, которое проводится для развития международных контактов в химии. МХО – это высший уровень химического соревнования, она венчает мировую систему национальных олимпиад. В мире по-разному относятся к научным олимпиадам: в России, странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии они играют важную роль и являются одним из основных элементов системы химического образования, в большинстве стран Западной Европы это – всего лишь один из видов образовательной деятельности школьников, а в отдельных странах вообще считают, что олимпиады мешают качественному образованию, отвлекая участников от учебы в школе. Несмотря на такое различие, для всех стран Международная олимпиада – очень авторитетный форум, и участие в ней считается важной государственной задачей. Благодаря этому в настоящее время МХО охватила практически все страны, где существует химическое образование и где проводятся национальные олимпиады по химии. Читать далее
4. Олимпиада "Ломоносов" по химии (Автор - профессор В.В. Еремин).
Олимпиада «Ломоносов» придумана в Московском университете, это – главная олимпиада, которую организует крупнейший российский вуз. В 2016/2017 учебном году она проходила по 23 предметам, включая как классические дисциплины (химия, физика, математика, история, литература), так и новые, например робототехника и история Российской государственности. По большинству предметов, в том числе и по химии, олимпиада «Ломоносов» имеет первый уровень в перечне РСОШ, хотя есть предметы 2-го (физика) и даже 3-го уровня (инженерные науки). Дальше мы будем говорить только об олимпиаде по химии. Читать далее
5. Всесибирская открытая олимпиада школьников (Авторы - В.А. Емельянов, профессор В.В. Еремин).
Первая Всесибирская олимпиада школьников была проведена в 1962 году по инициативе ведущих ученых Сибирского отделения Академии наук (СО АН) СССР. Для проведения Всесибирской олимпиады был создан Олимпиадный комитет СО АН, в работе которого в разные годы участвовали академики М.А. Лаврентьев, С.Л. Соболев, А.И. Мальцев, Г.И. Будкер, В.И. Овчаренко (ныне – директор Международного Томографического центра СО РАН), чл.-корр. РАН В.П. Федин (ныне – директор Института неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН), профессора В.А. Собянин (ныне – зам. директора Института Катализа им. Г.К. Борескова СО РАН), В.А. Резников (ныне – декан ФЕН НГУ) и другие известные ученые. Первые олимпиады были проведены по математике и физике, несколько позднее (c 1965 года) к ним добавилась олимпиада по химии. Первый тур Олимпиады был заочный, задачи были опубликованы в газете «Комсомольская правда», журнале «Наука и жизнь», и распространялись непосредственно по школам Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и Средней Азии. После проверки решений задач Олимпиадный комитет через органы народного образования разослал приглашения на второй тур олимпиады, который совпадал с областными и краевыми олимпиадами. Таким образом, Всесибирская олимпиада успешно вписалась в складывающуюся систему Всероссийских, а впоследствии, и Всесоюзных олимпиад школьников. Читать далее
6. Содержание и методические особенности заданий Московской олимпиады школьников по химии. 8-9 классы (Автор - профессор В.В. Еремин).
Московская олимпиада школьников (МОШ) по химии – одно из самых интересных мероприятий школьной химической жизни в году. Это – классическая олимпиада по химии, основные задачи которой – повышение познавательного интереса учащихся к изучению химии и пропаганда химических знаний. Московская олимпиада сохранила свою индивидуальность и творческий характер на протяжении всей истории своего существования, несмотря на резко растущий объем химических знаний, глобальную информатизацию, засилье тестовых систем и множество других факторов, препятствующих творческой жизни. Читать далее
7. Содержание и методические особенности заданий Московской олимпиады школьников по химии. 10-11 классы (Автор - профессор В.В. Еремин).
Программа по химии средней школы (10-11 классы) отличается от программы основной школы (8-9 классы), в первую очередь, изучением органической химии и физической химии (главным образом химического равновесия и химической кинетики), которых нет в новом стандарте основной школы. Кроме того, неорганическая химия дается на более углублённом уровне, чем в основной школе. Стехиометрические расчеты уже не являются главным элементом содержания задач, как в 8-9 классах, а служат лишь вспомогательным средством для решения. Читать далее