Молодой дизайнер Мэтт Келли, работающий над техническими решениями крупной британской компании, рассказал, зачем отсылать свои работы на международный конкурс James Dyson Award и почему это не поздно сделать, даже если приём заявок уже заканчивается.
Напомним, что конкурс проводится уже много лет, в нём приняли участие сотни молодых людей из разных стран: Австралии, Австрии, Бельгии, Канады, Франции, Германии, Ирландии, Италии, Японии, Кореи, Малайзии, Нидерландов, Новой Зеландии, России, Сингапура, Испании, Швейцарии, Великобритании и США.
На официальном сайте проекта приводится следующее описание JDA: "James Dyson Award — это международная премия в области инженерного проектирования и промышленного дизайна, которая призвана отмечать достижения нового поколения инженеров-проектировщиков, а также стимулировать и вдохновлять их на поиск новых решений. Премия учреждена Благотворительным фондом Джеймса Дайсона как часть миссии компании, направленной на поощрение молодых людей, которые получают образование в сфере инженерного проектирования".
Принять участие в состязаниях умов могут студенты, проучившиеся как минимум один курс в течение последних 4 лет по специальностям в сфере дизайна или инженерного проектирования. Все они могут подавать как индивидуальные, так и групповые заявки.
В национальных отборочных этапах выбираются 20 претендентов на победу из списка всех предложенных проектов. Жюри страны затем выбирает и объявляет пятёрку лучших.
Позднее из всего списка национальных победителей и финалистов разных стран инженеры компании Dyson выбирают 20 лучших проектов мира, а после и сам Джеймс Дайсон ― основатель британской компании и именитый изобретатель ― выбирает одного международного победителя конкурса и двух финалистов.
Победителей ждут денежные призы: 2 тысячи фунтов стерлингов студенту или студенческой команде (до четырёх человек) в случае победы в национальном отборе, £5 тысяч в случае выхода в финал международного конкурса. Международный победитель получает £30 тысяч на реализацию своей идеи и £5 тысяч достаётся факультету университета, где обучается изобретатель или лидер представившей проект команды.
Отдельно отметим, что институтам и университетам также выгодно подталкивать своих студентов к участию в Премии, ведь в случае победы они также получают денежное вознаграждение за обучение талантливого студента.
Но, по мнению Мэтта Келли, куда важнее денег внимание, которое привлекают к выдающимся проектам СМИ, и признание, которое оказывает публика наиболее удачным идеям. Таким образом многие участники конкурса прошлых лет смогли привлечь инвестиции в свой проект, наладили необходимые контакты с профессионалами бизнеса.
К слову, никаких прав по интеллектуальной собственности фонд премии не получает, а компания Dyson не будет присваивать чужие идеи. Конкурс направлен только на реализацию инженерного потенциала изобретателей, которые подчас ещё "не обременены" опытом и не знают, что "вот так делать нельзя", а потому предлагают уникальные решения.
В этом году приём заявок на российский этап JDA заканчивается 2 июля 2015 года. Однако ещё не поздно отправить свой проект на состязания. Мэтт считает, что идея достойна внимания, если она достаточно хорошо продумана и проработана.
Когда молодой инженер или дизайнер загружает на сайт премии изображения (эскизы, чертежи, фото прототипов или даже продуктов), иллюстрирующие его идею, по ним можно судить, что он работал над различными вариантами, продумывал оптимальные решения. Тогда у проекта есть все шансы выйти в 20-ку лучших в своей стране и даже в мире.
Также приветствуется любое видео, в котором авторы проекта объясняют свою идею и (в идеале) демонстрируют прототипы своих изделий. Достаточно просто записать своё обращение к устроителям конкурса на камеру мобильного телефона.
Впрочем, даже если на руках у молодых изобретателей есть всего лишь рабочая концепция ― это уже хорошо. Кроме того, проектов может быть подано сразу несколько.
Что же касается критериев, по которым жюри отбирает лучших из лучших, то известно, что разработка должна решать какую-либо проблему человечества. Понятно, что чем масштабнее проблема (будь то нехватка питьевой воды, протезирование утерянных конечностей или выхаживание недоношенных детей, тем больше шансов, что именно её решение заинтересует опытных инженеров.