Обнаружить редчайший распад элементарных частиц на Большом адронном коллайдере смогли исследователи из МГУ и их коллеги, работающие в составе коллабораций CMS и LHCb. Что лежит за пределами Стандартной модели и что будут искать на коллайдере, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».
Большой адронный коллайдер стоял «без дела» с февраля 2013 года. За это время его успели модернизировать, а в июне 2015 года ожидаются первые столкновения на высоких энергиях. Тем не менее за эти два года исследователи продолжали свои изыскания, основанные на полученных до остановки коллайдера данных. Исключением не стали и представители коллабораций CMS и LHCb, которые продолжали анализировать полученные в ходе экспериментов данные и публиковать статьи по их результатам.
Исследователи из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова принимают участие в обоих экспериментах. В листе авторов LHCb находятся пять человек, работающих в МГУ, а в CMS – пятнадцать.
Они принимали участие в работе над статьей, опубликованной в одном из самых престижных научных журналов Nature, в которой рассказывается о распаде B-мезона (B0s) на мю-плюс и мю-минус пару (μ+ μ-). Согласно Стандартной модели, подобный распад происходит в четырех случаях на миллиард, но зафиксировать его прежде не удавалось.
«Это очень редкий распад, и обнаружить его не так просто. Причем в данном случае представители CMS и LHCb проводили эксперименты независимо друг от друга, а затем обработали полученные данные и обнаружили этот распад», — рассказал Виктор Саврин, заместитель директора Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член церновской коллаборации CMS.
По словам Виктора Саврина, это очень важное достижение, поскольку обнаружить такие редкие распады и измерить их параметры можно только в исключительных экспериментах, проводить которые можно только на Большом адронном коллайдере.
Подобные открытия дают исследователям базу для изысканий, лежащих за пределами Стандартной модели.
«Если распад обнаружен и зафиксирован, это выводит нас за пределы Стандартной модели и позволяет предполагать, что мы сможем зафиксировать процессы, которые лежат за ее пределами», — уверен Виктор Саврин.
Ученые рассчитывают, что после выхода Большого адронного коллайдера на полную мощность им удастся совершить новые открытия и навсегда закрыть ряд дискуссионных вопросов, связанных с теориями, пока что не подтвержденными и не опровергнутыми экспериментально. В частности, исследователи планируют сконцентрироваться на обнаружении частиц, образующих темную материю и темную энергию, которые составляют 95% всей массы Вселенной.
При этом Россия должна стать ассоциированным членом Европейской организации ядерных исследований (CERN) до конца 2015 года. Об этом рассказал министр образования и науки России Дмитрий Ливанов, уточнив, что в течение нескольких месяцев процедуры будут доведены до конца и соглашение об ассоциации будет подписано.