«Нарисуйте свое открытие», — обратился фотограф Фолькер Стегер к самым авторитетным ученым мира, предлагая им лист белой бумаги и цветные маркеры. Так начался необычный проект «Наброски науки: фотосессии с Нобелевскими лауреатами», в котором великие исследователи попытались максимально доступно изобразить всю сложную суть своих работ. Снимки можно увидеть на выставке, открывшейся 7 января в Калифорнийском университете в Дэвисе. Мы же предлагаем галерею 10-ти самых интересных работ — а заодно разъясним, что на них изображено: несмотря на примитивную технику исполнения, понять что-либо из рисунков невозможно. В конце концов, делали их не художники, а ученые.
Йоханнес Беднорц Нобелевская премия по физике 1987 г. за открытие сверхпроводимости керамических материалов.
Ученый нарисовал переход барий-лантан-медного оксида (LBCO) через критическую точку при температуре 35 К, в результате чего вещество переходит в сверхпроводящее состояние. Открытие дало толчок к изучению высокотемпературной сверхпроводимости других керамических материалов и получению соединений, сверхпроводящих при температурах даже выше 100 К.
Элизабет Блэкбёрн Нобелевская премия по физиологии и медицине 2009 г. за открытие механизмов защиты хромосом теломерами и фермента теломеразы.
Теломеры — это концевые участки хромосом, которые обеспечивают их целостность в ходе удвоения при делении клетки. Занятые этим удвоением ферменты не в состоянии копировать ДНК с самого конца, поэтому концевые участки обязательно теряются. Этот «удар» и принимают на себя теломеры, постоянно укорачиваясь — а специальные ферменты теломеразы наращивают их снова.
Стивен Чу Нобелевская премия по физике 1997 г. за разработку методов лазерного охлаждения и удерживания атомов.
Изображенная на рисунке «оптическая патока» создается лазерными лучами, ориентированными по пространственным осям. Они замедляют помещенные в центр атомы, подмораживая их до сверхнизких температур — этот метод позволяет охлаждать атомы до десятитысячных долей градуса выше абсолютного нуля.
Брюс Бётлер Нобелевская премия по физиологии и медицине 2011 г. за изучение активации врожденного иммунитета.
Два хвостатых шарика в центре рисунка Бётлера — это, по-видимому, Toll-подобный рецептор (TLR) на мембране клетки. Именно этому ученому удалось показать ключевую роль TLR в распознавании бактериальных липополисахаридов во время инфекции и в запуске реакций воспаления для уничтожения вторгшихся патогенов.
Теодор Хенш Нобелевская премия по физике 2005 г. за точную спектроскопию и технику оптических гребенок.
Хенш сконструировал лазер, «выстреливающий» сверхкороткими импульсами определенных частот через строго равные промежутки времени — как зубчики в гребенке. Такая гребенка (изображенная ученым внизу рисунка, рядом с формулой ее частотных интервалов) используется для сверхточного измерения частоты излучения. Работы Хенша позволили увеличить пропускную способность линий оптоволоконной связи и безмерно повысили точность астрофизических наблюдений, благодаря чему сегодня ведутся даже поиски возможных отклонений фундаментальных констант от их стандартных значений.
Брайан Кобилка Нобелевская премия по химии 2012 г. за исследования рецепторов, сопряженных с G-белками.
Серпентины (рецепторы, сопряженные с G-белком) — одни из самых заметных рецепторов на мембранах эукариотических клеток. Они обеспечивают действие гормонов и нейромедиаторов, пахучих веществ, множества лекарств, и в целом действительно похожи на спирали, изображенные Кобилкой на его рисунке. Командой ученого была установлена структура одного из серпентинов — β2-адренорецептора, ответственного за действие адреналина. Вообще, серпентины слишком капризны для кристаллографических исследований, и до Кобилки была известна структура только одного из них — светочувствительного родопсина. Однако он нашел подход ко всему семейству, и вскоре были определены структуры множества серпентинов, в том числе очень важных для фармакологии и медицины.
Брайан Шмидт Нобелевская премия по физике 2011 г. за открытие ускоренного расширения Вселенной.
После работ Фридмана и Хаббла сам факт расширения Вселенной ни для кого уже не новость. Но вот для того, чтобы точно оценить скорость этого расширения, требовались объекты, светимость которых заранее и точно известна — «стандартные свечи». По тому, насколько яркость их падает с расстоянием, и можно было бы найти скорость расширения пространства. Подходящими объектами оказались сверхновые типа Iа, и долгие наблюдения над ними привели Шмидта и его коллег к потрясшему тогда всех результату: расширение Вселенной не замедляется, а лишь ускоряется со временем. Сам ученый вполне доступно изобразил этот процесс на своем наброске.
Дан Шехтман Нобелевская премия по химии 2011 г. за открытие квазикристаллов.
Классические кристаллы отличаются симметрией: кубической, гексагональной и т.п. Всего возможны 230 групп симметрии, все они давно описаны и изучены. Но квазикристаллы, найденные (и нарисованные) Шехтманом, выпадают из этого ряда — их структура может быть икосаэдрической, восьми-, двенадцатиугольной и т.п. Впервые такие квазикристаллические структуры ученый наблюдал на быстроохлажденном марганцево-алюминиевом сплаве — «шехтманите» — и открытие выглядело настолько невероятным, что сообщение о нем приняли к печати лишь с третьей попытки. Сегодня же известны сотни квазикристаллов, в том числе естественного происхождения.
Дэвид Вайнленд Нобелевская премия по физике 2012 г. за создание технологий манипулирования квантовыми системами.
Вайнленду впервые удалось зафиксировать одиночные ионы в ловушке, держа их в строго определенном (основном) квантовом состоянии — кажется, именно этот ключевой момент изобразил ученый на своем рисунке. Это позволило целенаправленно переводить ион в новые, порой самые необычные квантовомеханические состояния, а затем транслировать это состояние на связанный с ним второй ион. Этот процесс, фактически, стал первой целенаправленной передачей квантовой информации от одной частицы к другой. Первым шагом к сверхбыстрым квантовым компьютерам будущего.
Франсуаза Барре-Синусси Нобелевская премия по физиологии и медицине 2008 г. за открытие вируса иммунодефицита человека.
На своем рисунке ученая изобразила структуру ВИЧ, ретровируса, сегодня известного каждому — в 1983 г. она стала одной из его первооткрывателей. В те годы СПИД связывался то с влиянием наркотиков, то с нетрадиционным сексом — пока Барре-Синусси и ее коллеги из Франции и США не выделили вирус, заодно показав, что он размножается в Т-лимфоцитах.
Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь
В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.
Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.
Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся
в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.