Наше погружение в мир лабораторий началось с Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» и знакомства с профессором, доктором физико-математических наук Дмитрием Штанским. Первой мы увидели научно-исследовательскую лабораторию «Неорганические наноматериалы», которой заведует Дмитрий Владимирович.
Эта лаборатория – гордость Штанского - была создана три года назад в рамках реализации постановления правительства РФ о привлечении ведущих ученых в российские образовательные учреждения. На месте заброшенного, обшарпанного подвала с земляным полом удалось создать ультрасовременную лабораторию, оснащенную лучшим оборудованием для создания и исследования наноматериалов.
Дмитрий Владимирович показал, как выглядела лаборатория до ремонта
Основная идея проекта – научиться делать сверхпрочные легкие материалы. С помощью нанотехнологий в лаборатории работают над созданием композиционного материала на основе алюминия, который будет прочным, как сталь, но в несколько раз легче.
Научного руководителя лаборатории - Дмитрия Викторовича Гольберга - мы, увы, в лаборатории не застали. Профессор Дмитрий Гольберг, выпускник МИСиС, более 15 лет работает в Японии и руководит Центром нанотрубок в Национальном институте науки о материалах в городе Цукуба. Дмитрий Гольберг одним из первых заинтересовался нанотрубками нитрида бора и продвинулся в получении относительно больших объемов этого материала.
Многие знают про углеродные нанотрубки, а нанотрубки нитрида бора - это модификация другого очень прочного материала. В лаборатории МИСиС ученые работают над созданием различных наноструктур нитрида бора: нанотрубки, нановолокна, наносферы, нанопластины, нанолисты, - и учатся получать из них композиционные материалы с заданными свойствами.
Наноструктуры нитрида бора получают в CVD-реакторе за счет реакции аммиака с газообразным оксидом бора, который образуется при нагревании особых реакционных смесей в индукционной печи до высокой температуры.
CVD-реактор
Оборудование лаборатории позволяет получать до сотен миллиграммов наноструктур нитрида бора в ходе одного эксперимента. Это совсем немного, но из этих «крох» уже можно создавать лабораторные образцы новых композиционных материалов и, в дальнейшем, измерять их свойства.
Наноструктуры собирают вот в такие пузырьки
Андрей Трофимович Матвеев, старший научный сотрудник лаборатории, кандидат физико-математических наук, занимается изучением условий синтеза различных BN-наноструктур.
Нанотрубка - это объект толщиной от нескольких нанометров до нескольких десятков нанометров и длиной около 10 микрон и более. Нанотрубка во много раз тоньше человеческого волоса, но обладает уникальными свойствами: прочность нанотрубки на растяжение в 15 раз выше, чем у стали.
Одна из технологий, применяемых в лаборатории – создание композиционных материалов в виде аморфных лент из алюминия, упрочненных наноструктурами нитрида бора.
Такие ленты получают в машине спиннингования из расплава: сначала готовят смесь из алюминия и наночастиц нитрида бора, затем ее прессуют и получается «таблетка», которую разрезают и загружают в тигель – емкость для расплавления металлов. Включается индукционная печь и образец плавится и расплав через специальную форсунку быстро выливается на медный барабан, который вращается с высокой скоростью – до 50 оборотов в секунду. В результате моментального охлаждения на выходе получаются аморфные ленточки.
Константин Фаерштейн, аспирант МИСиС, инженер лаборатории, готовит машину спиннингования для разлива новых образцов.
Александр Штейнман, аспирант, устанавливает образец в испытательную машину для измерения прочности на растяжение.
После получения нового композиционного материала, например, упрочненного нанотрубками алюминиевого сплава, нужно исследовать структуру материала, определить размер зерен, измерить его твердость и прочность на растяжение. Запрессованный и отшлифованный образец изучают на сканирующем микроскопе с разрешением 1 нанометр. Образец ставят в колонну микроскопа и через 10 минут получают изображение объекта, который надо проанализировать.
На самом деле большую часть рабочего времени исследователи проводят за компьютером, анализируя результаты.
Еще одна задача, которую решают ученые лаборатории «Неорганические наноматериалы» - повышение прочности соединения структур нитрида бора и металлической матрицы.
Структуры нитрида бора плохо смачиваются металлом, поэтому, если их внедрить в металлическую матрицу, то прочность границы раздела между металлом и нитридом бора будет слабая. В случае деформации по этой границе может пойти трещина. Чтобы добиться максимального упрочнения, в лаборатории используют различные технологии химической, ионной обработки поверхности нитрида бора, термическое травление. Недавно в лаборатории научились покрывать нитрид бора тонким слоем меди. Первые эксперименты показали, что это позволяет увеличить прочность конструкций из композитных материалов.
Прежде чем продукт лаборатории поступит в промышленность, ученым предстоит решить много научных вопросов. Новые материалы, создаваемые здесь – легкие и прочные – предназначены для авиастроения и космической отрасли. А когда технологии получения нанотрубок станут более дешевыми, изобретения дойдут и до автомобилестроения.
Ирина Сухорукова – единственная девушка, которую мы встретили в лаборатории. Не женское, наверное, это дело - неорганические наноматериалы. Ирина занимается разработкой перспективных видов биоматериалов: наносферы нитрида бора могут использоваться и в медицине - для адресной доставки лекарств.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Напоминаем Вам, что сейчас на сайте проходит творческий конкурс "Моя лаборатория". Участвовать в конкурсе могут студенты, аспиранты, молодые ученые, специалисты и журналисты.
На конкурс принимаются научно-популярные статьи, посвященные работе научной лаборатории, научному обмену или любым другим аспектам научной деятельности. Текст должен быть понятен и интересен самой широкой аудитории и в первую очередь школьникам старших классов.
Более подробно о конкурсе можно прочитать пройдя по ссылке.