Поведенческие эксперименты имеют важное значение в изучении физиологии центральной нервной системы (ЦНС), и особенно в исследованиях формирования памяти и обучения. В поведенческом эксперименте в результате однократного обучения у цыплят формировался устойчивый рефлекс отказа склевывать горькую бусинку, окрашенную другим цветом по сравнению с обычными бусинками. В ходе такого эксперимента формируется долговременная память, сохраняющаяся в течении нескольких дней, при этом цыплята почти в 100% пропускают горькую бусинку и склевывают остальные.
Вопросы:
1. Какие меж- и внутриклеточные процессы в нервных клетках отвечают за формирование памяти (2 балла)? Что такое кратковременная и долговременная памяти и чем отличаются условия, необходимые для их формирования (0,5 балла)?
2. Какое поведение цыплят ожидается в указанных выше условиях, если им ввести ингибитор синтеза белка непосредственно перед первым обучением (1 балл)?
3. Каким будет поведение цыплят через сутки после проведения первого обучающего эксперимента с горькими бусинками (0,5 балла)? Каким будет поведение цыплят, если после первого успешного обучения избегать горькие бусинки цыплятам ввести ингибитор синтеза белка непосредственно перед вторым обучением (1 балл)?
4. С точки зрения современных представлений о молекулярных механизмах памяти кратко объясните действие ингибитора синтеза белка на результат экспериментов (1 балл). Какие возможны побочные действия от приема ингибитора (1 балл)?
5. В каких жизненных ситуациях психологам и врачам требуется помочь пациенту забыть пережитые впечатления и полученный опыт (1 балл)?
6. При помощи каких методов можно на мозге животного в условиях in vivo исследовать активацию синапсов и формирование памяти (1 балл)? Какие генно-инженерные и нанобиотехнологические подходы при этом используются (1 балла)?