РИА Новости: Лауреатами Нобелевской премии 2014 года по химии стали американские ученые Эрик Бетциг, Уильям Морнер и их немецкий коллега Стефан Хелл.
Ученые удостоены награды за создание методов флуоресцентной микроскопии, которые позволяют изучать строение разных объектов на очень малых масштабах c рекордно высоким разрешением.
Преимущество этих методов в том, что они позволяют рассмотреть объекты, размеры которых значительно меньше предела разрешения обычного светового микроскопа. Таким образом можно, в частности, изучать структуру отдельных живых клеток и молекул в них, что важно с точки зрения создания новых лекарств.
"Новаторство ученых заключается в том, что световую микроскопию они подняли до уровня наноизмерений", — отмечается в пресс-релизе Нобелевского комитета.
Уильям Морнер (1953) работает в Стэнфордском Университете (США). Эрик Бетциг (1960) — сотрудник Медицинского института имени Говарда Хьюза (США). Стефан Хелл (1962) работает в Институте биофизической химии Макса Планка (Германия).
Увидели ранее незримое
Бетциг и Морнер независимо друг от друга придумали, как увидеть в микроскоп отдельные молекулы, "включая" и "выключая" их флуоресценцию на определенной поверхности под действием света. Делая большое число снимков этой поверхности и "накладывая" их друг на друга, оказывается возможным получать очень четкое изображение отдельных молекул.
Хелл изобрел способ "заставить" молекулы флуоресцировать под действием одного пучка лучей лазера, а затем с помощью другого пучка "вырезать" только интересующую для наблюдений экспериментаторов область очень малых размеров.
"Эти работы принципиально повысили разрешение (грубо говоря, минимальную толщину и минимальное расстояние между различимыми объектами), достигаемое во флуоресцентной микроскопии, в том числе микроскопии живых клеток", — пояснил РИА Новости руководитель лаборатории геномики адаптивного иммунитета Института биоорганической химии имени академиков Шемякина и Овчинникова Дмитрий Чудаков.
По его словам, нынешние лауреаты создали инструменты, которые позволяют "глубже и точнее разобраться в архитектуре устройства и жизнедеятельности живых клеток".
"Это значит на новый шаг продвинуться в понимании фундаментальных механизмов, имеющих непосредственное отношение к разработке более эффективных лекарственных препаратов и методов терапии заболеваний", — отметил ученый.
"В целом премия более чем заслуженная, и отрадно, что относительно "ранняя" (по меркам Нобелевских премий) — еще успеют поработать люди в новом качестве", — добавил Чудаков.
Морнер, Бетциг и Хелл совершили революцию в методах изучения молекул, считает вице-президент Нанотехнологического общества России Денис Андреюк.
"До этого разрешение оптических микроскопов было ограничено размерами в 200 нанометров — на таких масштабах нельзя было увидеть объекты меньшего размера. Благодаря работам этих ученых оказалось возможным отслеживать отдельные молекулы размерами в несколько нанометров", — отметил он в беседе с РИА Новости.
"Работы нынешних нобелевских лауреатов можно сравнить с созданием самого первого микроскопа", — добавил Андреюк.
Пятая премия за микроскопы
По мнению экспертов, присуждение Нобелевской премии за флуоресцентную микроскопию — это знак признания новых технологий, а не каких-либо фундаментальных открытий.
В истории Нобелевских премий было немало случаев, когда этой наградой отмечались методы изучения тех или иных веществ и объектов. Что касается работ по микроскопам, то они удостоены высшей научной награды в пятый раз. В 1925 году Нобелевскую премию по химии получил австро-венгерский ученый Рихард Жигмонди за разработку метода ультрамикроскопии, с помощью которой он изучал броуновское движение мелких частиц.
В 1953 году немец Фриц Цернике получил премию за создание фазово-контрастного микроскопа, в 1982 году британец Аарон Клуг был удостоен награды за разработку кристаллографической электронной микроскопии. Наконец, в 1986 году премией были награждены немецкие специалисты — Эрнст Руска за изобретение электронного микроскопа, а Герд Бинниг и Генрих Рорер — за методику сканирующей туннельной микроскопии.
Хотя эксперты, пытавшиеся предсказать нобелевских лауреатов нынешнего года в "химической" номинации, и ошиблись, справедливости ради надо сказать, что имя Уильяма Морнера часто звучало в прогнозах на протяжении нескольких последних лет.
popular-chemistryprize2014.pdf (1.41 Мб.) | |