60 лет назад, 29 сентября 1954 года, официально была создана Европейская организация по ядерным исследованиям (CERN) — организация, построившая Большой адронный коллайдер.
Создание Европейского центра ядерных исследований (CERN) по праву считается одной из важнейших вех в развитии современной физики. Этот крупнейший и единственный в своем роде научно-исследовательский центр по физике элементарных частиц дал ученым возможность хоть немного разобраться в том, как устроен наш мир.
Свойства элементарных частиц изучают с помощью их ускорения, а это очень недешевое удовольствие.
В послевоенное время строить ускорители могло позволить себе далеко не каждое государство, и в обескровленной Европе не было другого пути делать физику, не объединяя усилий.
Эта идея витала в воздухе, и впервые ее озвучил знаменитый француз Луи де Бройль, нобелевский лауреат и один из основоположников квантовой механики, выступив в 1949 году на европейской конференции по культуре в Лозанне с предложением создать международную организацию физиков. Идея быстро получила поддержку правительств европейских государств, и уже в 1952 году был создан Европейский совет по ядерным исследованиям (Conseil Europeen de la Recherche Nucleaire), который впоследствии был распущен, но передал свою аббревиатуру CERN главному научному центру Европы. Сегодня в эту организацию входят 20 стран, а также страны-наблюдатели, в том числе США, Япония и Китай. Россия же в ближайшее время должна стать ассоциированным членом CERN.
Это еще не полное членство, но уже расширение возможности для страны в рамках работы организации.
«Став ассоциированным членом, Россия получит возможность участвовать в тендерах для промышленности, — рассказывал Тадеуш Куртыка, сотрудник отдела международных отношений CERN. — Правила тендеров CERN вполне обычные: нужно предложить лучшую цену. Кроме того, у нас есть 2300 человек штатного персонала, который обеспечивает работу организации в целом, в том числе обслуживает ускорительный комплекс и обеспечивает работу ученых-пользователей (их около 11 тыс.). В CERN есть также временные позиции ассоциированных работников, это научные и образовательные позиции — их около тысячи. Если Россия станет ассоциированным членом CERN, российские граждане смогут претендовать на все эти позиции.
Заявка на то, чтобы Россия стала ассоциированным членом CERN, была подана министром образования и науки Дмитрием Ливановым в 2012 году, а год назад CERN утвердил эту заявку. В настоящее время должны завершиться юридические формальности, связанные со вступлением России в CERN.
Сейчас CERN объединяет около 7 тыс. ученых 80 национальностей из полутысячи научных центров и университетов, то есть, грубо говоря, половину всех физиков, изучающих микромир.
Объединив свои финансовые возможности, европейские страны уже в 1953 году начали подготовку к строительству своего первого синхротрона — ускорителя частиц, который разгонял протоны до невиданных тогда энергий 28 ГЭВ. В 1967 году в CERN был построен первый в мире коллайдер — ускоритель, в котором осуществляются столкновения встречных пучков частиц. Сегодня CERN известен миру своим Большим адронным коллайдером, который обошелся странам-участницам почти в €5 млрд.
Перечисление открытий, сделанных в CERN, заняло бы, наверное, целый том, причем не все из них имеют непосредственное отношение к физике. Так, именно ученые CERN подарили миру интернет. В 1980 году там работал его родоначальник Тим Бернес-Ли, который написал тогда для собственных нужд небольшую программу Enquire («Записная книжка»), гипертекстовую базу данных, которая затем легла в основу концепции будущей всемирной паутины.
Для физики же значение CERN переоценить невозможно.
Достаточно вспомнить работу, сделанную в 1983 году на суперпротонном синхротроне SpS, которая привела к открытию W- и Z-бозонов — переносчиков слабого взаимодействия. Важность открытия была так высока, что уже на следующий год физики Симон ван дер Меер и Карло Руббиа, обнаружившие эти частицы, получили за него Нобелевскую премию.
И конечно, главным открытием CERN сегодня считается обнаружение на Большом адронном коллайдере бозона Хиггса.
Это частица, которая была давно предсказана в рамках Стандартной модели, описывающей сегодня строение микромира, но которую никак не удавалось обнаружить, поскольку для этого требовалось сталкивать частицы на энергиях, до сей поры недостижимых.
Большой адронный коллайдер сегодня отдыхает, ведутся работы по его модернизации. С появлением этого суперколлайдера ученые заговорили о новой физике, то есть о новых возможностях и возможных новых сюрпризах в изучении мира элементарных частиц. И если для человека 60 лет означают в России пенсионный возраст, то для CERN, похоже, эти годы означают лишь вступление в настоящую жизнь.