240 физиков из 15 стран принимают участие в международном семинаре по проблемам физики высоких энергий «Релятивистская ядерная физика и квантовая хромодинамика», который получил в Дубне название «Балдинской осени», по фамилии его первого организаторв академика Александра Балдина, давшего начало новому научному направлению. Семинар открылся в Объединенном институте ядерных исследований 15 сентября и продлится до 20-го.
«Нынешний семинар, основателем которого еще в 1969 году был Александр Михайлович Балдин, уже 22-й по счету», – рассказывает один из двух сопредседателей оргкомитета семинара профессор Александр Малахов. – И интерес к нему растет: например, по сравнению с прошлым годом число участников возросло с 200 до 240, приехали физики из 15 стран. Несмотря на сложное международное положение, ученые продолжают объединяться, и это очень радует.
Вопросы, которые здесь обсуждаются, относятся как к теоретической физике, так и к экспериментальной. Очень широкий спектр, поэтому семинар и вызывает такой большой интерес. Дело в том, что сам Александр Михайлович был весьма разносторонним ученым. Почти 30 лет он возглавлял Лабораторию высоких энергий (ныне ЛФВЭ), за это время сделал многое и в теории, и в эксперименте. В частности, он является основателем нового научного направления – релятивистской ядерной физики. При нем вторую (даже третью) жизнь получил синхрофазотрон. Напомню, что синхрофазотрон построен и запущен в 1957 году под руководством академика В.И. Векслера как ускоритель протонов, при А.М. Балдине он стал ускорителем релятивистских ядер, а также поляризованных дейтронов и имел рекордные параметры по поляризованным дейтронам, до сих пор не превзойденные. Далее Александр Михайлович предложил создать и новый ускоритель на основе сверхпроводимости – нуклотрон, который сейчас действует, и на нем работают физики из многих стран мира.
Таким образом, популярность нашего семинара основана на тех заделах, которые были в свое время созданы под руководством А.М. Балдина. И надо отметить, что предсказания, которые в свое время были сделаны академиком Балдиным и сотрудниками в области взаимодействия ядер при больших энергиях, сейчас подтверждаются. Последние эксперименты, которые были выполнены в ЦЕРН, на Большом адронном коллайдере, показали, в частности, что в отношении выхода антипротонов к протонам точки легли именно так, как это было предсказано по подходу, который был разработан А.М. Балдиным более 15 лет назад.
«Балдинский семинар интересен тем, что стоит на стыке очень многих наук», – поддерживает коллегу академик АН Республики Узбекистан Бехзод Юлдашев (в 2000–2005 годах он возглавлял национальную Академию наук, был первым полномочным представителем правительства Узбекистана в ОИЯИ), – это свойства атомных ядер, свойства элементарных частиц, свойства ядерной материи при экстремальных условиях, это поиски новых способов существования ядерной материи в веществе. И все это было заложено великим ученым Балдиным, в лаборатории, в которой я имел честь работать.
Заметим при этом: строительство нуклотрона и его запуск в 1993-м, в самые трудные для науки годы, стало настоящим гражданским подвигом академика А.М. Балдина и его коллег из ЛФВЭ. Они не только создали на основе собственной инновационной технологии первый сверхпроводящий ускоритель ядер, но и деньги на это заработали сами (для этого в лаборатории запустили установку по производству жидкого гелия, который поставлялся в Европу). А ведь без нуклотрона и нынешнего дубненского мега-сайенс проекта по созданию коллайдера тяжелых ионов NICA не было бы…
Открыл семинар 15 сентября в конференц-зале Лаборатории теоретической физики ОИЯИ директор Объединенного института ядерных исследований академик РАН Виктор Матвеев. В программе первого дня – доклады ученых из научных центров США, Беларуси, России, Узбекистана, а также из ОИЯИ, в том числе по исследованиям на американском коллайдере Теватрон и по результатам работы коллабораций CMS и ATLAS на Большом адронном коллайдере в ЦЕРН.