16 июля с лекции нобелевского лауреата по физике Роя Гаубера, одного из ведущих ученых «Манхэттенского проекта» и Михаил Лукина, автор пионерских исследований в области квантовых сетей и квантовых датчиков, начала свою работу ежегодная Летняя школа «Российского квантового центра» («РКЦ»).
А буквально через несколько дней откроется Международная конференция по квантовым технологиям, одно из самых заметных мировых событий в мире в квантовой науки и крупнейшим российским мероприятием в области квантовой физики. В конференции принимают участие ведущие физики, ученые звезды мировой величины из России, Белоруссии, США, Канады, Германии, Дании, Австрии, Швейцарии и других стран.
Российский квантовый центр, который стал одним из первых участников Сколково (свидетельство было выдано в декабре 2010г.), прошел большой путь, став в ряд с самыми заметными мировыми институтами квантовых технологий и приняв в свои участники лучших ученых России в области квантовой физики.
В преддверии Международной конференции по квантовым технологиям генеральный директор РКЦ Руслан Юнусов любезно согласился рассказать о достижениях и сегодняшнем дне Российского квантового центра:
Руслан, не могли бы Вы сначала рассказать нашим читателям о роли Российского квантового центра. Какие цели ставятся перед вашей организацией?
Руслан Юнусов:
В июле 2012г. «РКЦ» был получен пятилетний грант Фонда «Сколково» на создание квантового центра. Речь шла о проведении научных исследований в области квантовой физики, от которых ожидается широкая практическая польза. Хочу особо подчекнуть, что многие великие ученые современности абсолютно уверены в том, что потенциал квантовой физики огромен. Вполне возможно, что результаты достижений будут соизмеримы с тем эффектом, который произвело изобретение транзисторов и переход на полупроводниковые технологии.
Руслан Юнусов, гендиректор РКЦ
Речь идет, конечно, прежде всего о квантовом компьютере, это стратегическая цель на ближайшие 10-20 лет. Но, так сказать, по дороге к созданию квантового компьютера, попутно, будут решен и ряд частных задач, каждая из которых может с успехом применяться в практической области. Среди таких задач, например, развитие технологий сверхчувствительных детекторов, которые могут совершить революцию, в частности, в деле осуществления сверхточных замеров при бурении скважин. Эта технология поможет существенно сократить инвестиции в разведку и добычу полезных ископаемых.
Важнейшим практическим применением достижений в квантовой науке станут технологии по конструированию материалов с заданными свойствами. Мы также ожидаем, что исследования в области высокотемпературной сверхпроводимости смогут уже в весьма недалеком будущем существенно продвинуться вперед, причем именно при помощи квантовой симуляции.
И таких научных областей, в которых ожидаются прорывы с помощью квантовой физики, достаточно много. Важно подчеркнуть, что это мнение всего мирового научного сообщества, и этот факт был одним из решающих в решении о поддержке проекта РКЦ.
Руслан, известно, что российская, а ранее советская школа фундаментальной физики является одной из самых сильных в мире. Было бы интересно узнать о том, как вы выстраиваете отношения с нашими сильными учеными.
Да, несомненно, российская, а до этого и, конечно, советская физическая школа занимала и занимает ведущие позиции на мировом уровне, причем наибольшие успехи были достигнуты именно в области квантовой физики. Так, из 13 отечественных лауреатов нобелевской премии по физике подавляющее большинство (11 лауреатов) занималось именно квантовой физикой.
В целом, сейчас около 25% всех ведущих мировых ученых в этой области являются выходцами из России. Поэтому одна из идей, которая была заложена в Инновационный центр «Сколково»: привлечь к сотрудничеству успешно реализовавших себя российских ученых за рубежом, я думаю, может быть успешно реализована при помощи нашего центра, который создает условия для их работы в России.
Отвечая на вторую часть вопроса: в РКЦ работа в течение года велись исследования в четырех группах, то есть по 4 приоритетным направлениям: квантовые симуляторы и интегрированная фотоника; фотоника; сверхпроводящие квантовые цепи; квантовая оптика. В этом году мы провели международный конкурс на постоянные позиции в нашем центре и ожидаем, что в течение календарного года количество научных групп вырастет примерно до десяти. Эти позиции начнут открываться с июля и до конца года. Схема работы Центра следующая: по международному конкурсу и по итогам рассмотрения научных планов выбирается руководитель научной группы, которому предоставляется бюджет на закупку оборудования и персонал. Руководитель научной группы либо приводит свою группу ученых, либо набирает ее здесь, как правило из «постдоков» и аспирантов. Эта группа трудится у нас, занимаясь согласованными приоритетными направлениями исследований.
Можно ли уже сейчас назвать предварительные достижения научных групп «РКЦ»?
Да, конечно: по результатам работы научных групп уже опубликовано 43 научных статьи, причем бОльшая их часть в лучших мировых журналах, таких как Science, Nature Physics и Nature Photonics. Это очень серьезный показатель. Важно подчеркнуть, что за этот год «РКЦ» проведена и огромная организационная работа по становлению самого Центра. «Российский квантовый центр» переехал в Технопарк «Сколково» в сентябре 2012 г., а с ноября мы начали готовить лаборатории в подвальном помещении здания «Урал». На сегодняшний день завершена подготовка 5 помещений. Формат работы лабораторий у нас будет следующим: мы предоставляем либо целое (110 кв.м.), либо половину помещения (55 кв.м.) в зависимости от масштабности исследования. В стадии установки и настройки научного оборудования сейчас находятся три лаборатории: 1 большая и 2 маленьких.
В связи с началом Летней школы не могу не спросить, как вы оцениваете результаты предыдущих образовательных мероприятий РКЦ?
Нашу образовательную деятельность я бы скорее назвал научно-образовательной. Весной нами успешно проведена «Весенняя школа молодых ученых» с участием ведущих мировых ученых. Ее посетили около 100 старшекурсников и аспирантов, решивших посвятить себя квантовой науке. В течение года «РКЦ» проводил и graduate course. Это продвинутый курс в областях исследований, которыми занимаются непосредственно наши ученые. Их слушателями были студенты Физтеха, МГУ, а также МГТУ им. Баумана, других вузов. Нами проведено большое количество научно-образовательных семинаров, а также встреч в формате public talks с участием выдающихся спикеров, таких, например, как Дэвид Гросс (лауреат Нобелевской премии 2004г.). Аудитория такого уровня мероприятий может достигать 500 слушателей и более.
Не могу не отметить, что эта деятельность заняла у нас много усилий, но она принесла результаты в том числе и имиджевые: мы стали существенно более узнаваемыми. И это очень важно. Нам нужно чтобы о нас знали, ведь главная идея РКЦ состоит в том, чтобы из квантового центра рождались стартапы, спин-оффы различных компаний, и если это будет происходить вокруг нас, то можно будет с полной уверенностью назвать нашу деятельность успешной. И в этом смысле наши цели схожи с целями всего Фонда «Сколково».