21 марта состоялось очередное заседание Центрального правления Нанотехнологического общества России. Одной из тем в повестке дня было избрание нового вице-президента НОР по экономическим вопросам. Кандидатом на новый пост был Борис Петрович Павлов, вице-президент ОАО Газпромбанк, человек, сделавший очень много для развития отделения НОР в Республике Татарстан. Решение об избрании Бориса Павлова вице-президентом НОР было принято единогласно.
Борис Петрович обратился к членам ЦП НОР с очень интересным и перспективным предложением. Оно состояло в том, чтобы на базе НОР создать механизм подготовки, «упаковки» и научной экспертизы проектов, имеющих высокий потенциал для коммерциализации и промышленной эксплуатации.
Как «офицер» крупного банка, Борис Петрович предложил, со своей стороны, содействие в привлечении финансовых инвестиций в такие проекты. Предложение серьезное – Газпромбанку интересны инвест-проекты с объемом порядка 1 млрд. рублей и больше. Но это, по здравому размышлению, вызывает некоторые вопросы:
- Чем это отличается от деятельности РОСНАНО? РОСНАНО в последнее время позиционировало именно себя, как инвестиционный фонд для финансово емких проектов, а на практике оказалось, что путь создания промышленных производств с обязательной окупаемостью гораздо более тернист, чем представлялось вначале.
- Как НОР, сообщество ученых и разработчиков, может выступать инициатором промышленных и коммерческих проектов? Известно, что Газпромбанк не заинтересован в финансировании НИОКР. Проекты должны быть с самого начала ориентированы на промышленное производство.
С другой стороны есть целый ряд очевидных плюсов в сотрудничестве, которое предложил новый вице-президент НОР.
Прежде всего, НАУЧНУЮ экспертизу НОР, которую Общество действительно может осуществлять по любым проектам из сферы нанотехнологий. В Обществе есть эксперты – солидные, признанные, с огромным опытом – практически во всех отраслях промышленности, где нанотехнологии, так или иначе, внедряют в производство – от текстиля до вооружений, от медицины до строительства.
Второй безусловный плюс состоит в том, что именно среди членов НОР есть предприниматели, которые имеют действующие производственные площадки, развивают собственные проекты, и которые не включились в первую волну, инициированную РОСНАНО (прежде всего, по экономическим соображениям). Эти люди могут быстро оценить преимущества (или недостатки) новой схемы, предлагаемой Газпромбанком. Если схема окажется выгодной, то первая очередь проектов для нее фактически уже готова.
Наконец, третий плюс в том, что «поляна» промышленных нанотехнологий в значительной степени подготовлена РОСНАНО. Благодаря их работе мы знаем, что хороший финансовый план еще не дает гарантий реальной окупаемости. И даже выполнение плана производства – это еще не результат. Многие портфельные компании РОСНАНО успешно прошли стадию строительства, оснащения, наладили производство… и забуксовали на этапе сбыта. Именно недостаточные вложения – и деньгами и квалифицированными кадрами – в стимулирование сбыта, в продвижение, в маркетинг, в развитие экспорта, оказалось ахиллесовой пятой многих проектов. Эту ошибку уже можно не повторять. С другой стороны, Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО проделал огромную системную работу для стимулирования спроса любой нанопродукции. Чего стоят одни только нормативы по обязательной доли инновационной продукции в госзакупках некоторых регионов. Благодаря предпринятым усилиям ФИОП сейчас условия для быстрого развития новых производств гораздо более благоприятные.
Очевидно, инициатива нового вице-президента НОР должна быть тщательно проанализирована. Необходимо постараться привлечь еще и других партнеров, которые готовы были бы вложиться в планируемые проекты в части проведения исследований и создания опытных образцов продукции. Необходимо создать собственно механизм – в каком формате принимать заявки на проекты, как их «упаковывать» для инвестиционной экспертизы Газпромбанка, кто и по какой процедуре будет осуществлять все виды экспертизы. Фактически все «правила игры» необходимо проработать и прописать. Будем работать.
Ну и пусть там все это из НОР говорят,
Хоть три раза на дню говорят, повторяя три раза подряд...
Сердюков да Чубайс - вот вам вся беспросветная м/ж/суть...