Доктор физико-математических наук Илья Файвильевич Гинзбург, главный научный сотрудник Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН поделился своими воспоминаниями о создании Физико-математическая школы (ФМШ) им. М. А. Лаврентьева при НГУ. В журнале «Наука в Сибири» появилось увлекательное повествование о том, как на энтузиазме нескольких ученых летняя физико-математическая школа превратилась в «кузницу» студентов для НГУ и других высших учебных заведений по всему тогдашнему СССР.
По словам И. Ф. Гинзбурга, научный коллектив, который впоследствии стал в основу ФМШ, впервые начал строиться вокруг Г. И. Будкера, который в 1961 году занимался организацией Всесибирской физико-математической олимпиады школьников.
Автор заметки, который еще в студенческие годы имел опыт работы со школьниками, рассказывает о том, что ему было интересно поучаствовать в организации олимпиады. Он вступил в физическую секцию оргкомитета, где работало множество ярких личностей. «Важнейшей чертой этого первого состава олимпиадного комитета было единое понимание стоящих перед нами задач и разумная готовность к творческой импровизации каждого участника, которая ни разу не встретила неодобрения остальных», - отмечает И.Ф. Гинзбург.
Третьим туром этой олимпиады стала так называемая летняя школа, концепция которой была позаимствована с западной системы летних школ для исследователей-физиков, основанной Э. Ферми.
Размышляя над системой и организацией летней школы, Г. И. Будкер постепенно пришел к идее ФМШ. «А почему только летняя?», - спросил он однажды у своих коллег, сходу начав развивать эту идею, которая поначалу вызывала некое недоверие.
Идея не была воплощена в жизнь едино моментно – на нее еще требовалось согласие и поддержка со стороны правительства. Однако работа научного коллектива продолжалась, и летняя школа прошла, оставив впечатления и отличный опыт, как ученикам, так и педагогам. Так, Э. П. Кругляков, возглавлявший учебную часть, однажды упал в голодный обморок – у него просто не было времени, чтобы поесть.
Впоследствии идея создания ФМШ была принята, и началась подготовка базы (недавно построенное здание на Детском проезде Новосибирска), а также решение административных и кадровых вопросов. Новое учебное заведение стало работать как разновидность школ интернатов. Вначале оказалось, что дети голодают – до этого в СССР интернаты существовали только для школьников 1-7 классов, и продуктовые нормы, рассчитанные на малышей, оказались недостаточными старшеклассникам. Правительство выпустило соответствующее постановление, и проблема была решена.
Еще одним важным вопросом при создании ФМШ стало формирование административного аппарата. Между Учёным советом и дирекцией нередко возникали конфликты, и директорам-администраторам нередко приходилось покидать свой пост. Так, И.Ф. Гинзбург вспоминает случай, когда одна из директрис попыталась изгнать одного из учеников, вменив ему такие прегрешения, как чтение научной литературы после отбоя, неявка на субботник (у него был сердечный приступ) и возражение директору. Впоследствии вместо воспитанника ученый совет исключил директрису.
Преподавателям было не просто взаимодействовать со студентами, поддерживая дисциплину и не становясь для них административной оппозицией. Так, однажды на первом году работы ФМШ (1964 год) один из учеников, увлекшись теорией физики взрыва, самостоятельно приготовил водный раствор йодистого серебра. В результате неаккуратного эксперимента в одном из помещений школы произошел взрыв, к счастью, не принесший жертв. Вопрос дальнейшей судьбы горе-экспериментатора рассматривался на очень высоком уровне. В результате его вначале исключили, а в следующем году вновь тихо приняли в ФМШ.
«Мы старались создать в ФМШ доброжелательно творческую атмосферу, памятуя, что воспитание научной смены включает в себя как общение с работающими учёными, так и взаимообучение, эффективность которого усиливается при высокой концентрации сильных учеников», - вспоминает И.Ф. Гинзбург
Так, за чередой бесконечных административных вопросов, собеседований, подбора материалов и задачников, а также событий бурной жизни учебного заведения и была создана Физико-математическая школы им. М. А. Лаврентьева.