Ниже небольшая заметка, адресованная тем, кто так или иначе влияет на академическое образование в нашей стране. Потому как после трёх лет упорной работы по развитию пресловутого «образования 2.0» я вынужден сделать вывод, что слишком мало руководителей нашей высшей школы понимают общую стратегию мировой академической среды.
Я постарался собрать в этот пост основную выжимку, чтобы любой мог дать ссылку на него и сказать «вот, посмотри куда всё движется». И может быть это добежит до ректората какого-нибудь хорошего вуза.
Итак, сначала немного пафоса.
За последние несколько лет рынок образовательных услуг в мире начал ощутимо меняться. Самые серьезные игроки стали запускать амбициозные образовательные проекты, которые построены на совершенно иных принципах. Нам необходимо изучить их опыт, что быть готовым к новым реалиям. Для понимания общей картины сначала небольшое историческое отступление:
История OCW
MIT OpenCourseWare (MIT OCW) — проект Массачусетского технологического института, цель которого — публикация в открытом доступе материалов всей своей образовательной программы. От конспектов лекций и видеозаписей до домашних заданий и слайдов.
Этот проект — один из первых в мире, который подал пример многим другим университетам.
Начиная со старта в 2002 году по 2009 год MIT по разному пытался монетизировать этот проект. Последовательно перепробовали все варианты: от дистанционного образования и рекламы до продажи очных спецкурсов. Но это не дало результатов. И тогда организаторы OCW решили объявить проект некоммерческим и привлекли инвестиции фондов.
Через несколько лет выяснилось, что, кроме повышения авторитета MIT, проект приносит прямую пользу, привлекая лучших студентов. Около 35 % поступивших в MIT студентов, говорят, что на их выбор повлиял OCW. Кроме того, OCW повышает качество преподавания внутри самого учебного заведения, так как профессора подходят более ответственно к подготовке материалов, которые будут опубликованы для широкой аудитории.
Неожиданным оказался состав аудитории. Изначально предполагалось, что ресурсом будут пользоваться студенты MIT, выпускники MIT или преподаватели других вузов. Но результат исследования в 2009 году показал: более половины аудитории — люди занимающиеся самообразованием.
В 2005 году был создан OCW Concorcium для обмена опытом и контентом с другими вузами, партнёрами MIT.
Цифры OCW:
10-15 тыс. $ стоимость подготовки одного курса (10-15 лекций)
5-6 часов тратит преподаватель на подготовку одного курса, всё остальное делает специальная команда
80% образовательной программы опубликовано (2000 курсов)
Общий бюджет более 150 млн. $ (за более чем 10 лет)
Агрегаторы:
Различные сервисы стали аккумулировать лекции, созданные по аналогичным OCW программам. Примеры: Youtube.com/edu, Academic Earth.
Ссылки:
OCW MIT ocw.mit.edu
OCW Concorcium www.ocwconsortium.org/
Дистанционное образование, новые игроки
По всей видимости, период первоначального накопления контента и отработка технологий уже закончен. В 2011-2012 было запущено несколько крупных проектов, которые с одной стороны используют как базу технологии и контент, накопленный во время запуска OCW (и подобных инициатив), а с другой представляют собой полноценное дистанционное образование.
По сути сейчас идёт захват образовательного рынка в той части, где очное присутствие и обратная связь не приоритетны или легко формализуются. К примеру сomputer science, где результатом домашнего задания будет правильный код.
Кроме того, вокруг каждого курса есть форум, вики, самоорганизуются группы студентов в FB, Skype и т.д., энтузиасты создают субтитры. А это значит — создание собственной возобновляемой аудитории. Которую просто так не купишь.
Что будет дальше? После того как рынок будет захвачен — начнётся коммерциализация, а очное образование только поднимется в цене. Слабые игроки начнут вытесняться, если они не смогут сменить ориентацию или профиль. А главное, они начнут терять перспективных студентов.
Я уверен, что это вопрос 5-10 лет.
Особенности запущенных проектов:
1. На все курсы надо записываться заранее. Нельзя подключиться к курсу, который уже читается.
2. Весь материал курсов поделён на небольшие, лёгкие для усвоения, законченные фрагменты.
К примеру, видеолекция — не более 15 минут.
3. Курсы перемежаются тестами и заданиями, которые необходимо сдать в определённый срок.
4. В финале предлагается экзамен. Успешная сдача его даёт электронный сертификат, который на данный момент не имеет юридической силы, но тем не менее весьма ценен.
5. На данном этапе все курсы бесплатны.
Ссылки:
Coursera (Stanford University+13 университетов) www.coursera.org/
Edx (MIT совместно с Berkley и Harvard) www.edx.org/
Udacity (Stanford University) www.udacity.com/
Монетизация:
Детали монетизации не раскрываются, но во всей видимости — это сдача очных экзаменов. Учитывая, что один курс слушает огромное количество студентов, то стоимость экзамена может быть весьма небольшой, около 5$. При этом в некоторых интервью озвучивается сумма в 150$ за бакалавриат.
Статистика и цифры:
1. На популярные курсы записывается более 50 000 человек. По ссылке разнообразная статистика по курсу Gamification (63 000 слушателей)
wharton.qualtrics.com/CP/Report.php?RP=RP_bdNmp41YUtu8naZ
2. 15-20 тыс. долларов стоит подготовка одного курса.
А что в России?
На данный момент в России существует всего несколько учебных заведений, которые целенаправленно генерируют образовательный контент (к примеру, Сибирский Федеральный Университет). При этом нет ни одного, который на деле присоединился бы к ocw consorcium, то есть стремился опубликовать всю свою образовательную программу. При этом такие монстры как СПбГУ и МГУ занимают выжидательную позицию, вообще не запуская дистанционное образование.
Кроме того есть несколько ресурсов, которые либо пытаются агрегировать опубликованный в сети контент (Univertv.ru), либо создать свой интернет университет (Intuit.ru). Но для качественной агрегации требуется очень кропотливая классификация контента, его постобработка.
А для создания своего интернет-университета — требуется полностью переработать лекционный материал. И то, и другое — очень трудозатратно и дорого. По факту, вузы пока не заинтересованы в таких проектах, а бизнес готов финансировать только ту часть направления, где есть прямая реклама собственных продуктов. К примеру курсы Microsoft по настройке серверов.
Все проекты, которые пытались работать со студентами и энтузиастами, которые сами генерируют и классифицируют контент (Skillopedia.ru) — показали свою несостоятельность. Единственный проект, который успешно развивается именно в академическом направлении, в том числе из-за того, что изначально работал только с вузами — это Лекториум.
Не сочтите за пиар. Я рад бы написать ещё о ком-нибудь, но больше никого не знаю. Если я не прав — поправьте.
Лекториум
Наш проект Лекториум (www.lektorium.tv) с 2009 года развивает идеи OCW в России и достиг неплохих результатов.
Как правило, инициаторами партнёрства выступает не администрация вуза, а конкретные профессора энтузиасты, которые пробивают бюрократические барьеры. И хотя они привлекают финансовые средства и иногда оборудование, из-за отсутствия понятной стратегии вуза в этом вопросе, мы вынуждены довольствоваться хроникальными записями лекций. Дополнительные материалы практически отсутствуют, лекционный материал отдельно не подготавливается. А также, что удивительно, получившийся в результате контент практически никак не используется для продвижения бренда вуза.
Что именно мы делаем:
1.Консультируем и помогаем организовать весь процесс публикации
2. Предоставляем хостинг и платформу для публикации
3. Осуществляем видеосъёмку и монтаж на возмездной и безвозмездной (в случае, если у нас есть мощности) основе. В частности за последний год мы записали более 1000 академических лекций в СПб. В основном по Computer Science.
4. Готовим контент к публикации
5. Консультируем по юридическим вопросам.
Уникальный опыт:
1. Мы создали контента больше чем любой вуз в России
2. Мы умеем работать очень эффективно, так как изначально проект финансировался на собственные средства
3. Наш ресурс хорошо известен в сфере математики и computer science, так как изначально мы задавали высокую планку уровня нашего контента.
4. У нас большая и главное, постоянная аудитория: 116 000 посещений за последний месяц.
Резюме:
Я считаю, что крупным российским вузам нужно срочно навёрстывать упущенное и начать генерировать образовательный контент. И лучше всего использовать концепцию OCW. Иначе мы потеряем перспективных студентов, которые предпочтут западное образование.
Кроме того, наиболее амбициозные вузы должны запустить собственные проекты наподобие Coursera и отработать технологии массового дистанционного образования, эра которого наступит через несколько лет. В первую очередь следует сосредоточиться на прикладных курсах. К примеру Computer Science
Напомню, что наша потенциальная аудитория — 400 млн. русскоговорящего населения.
Проект Лекториум готов помочь на любой стадии этих начинаний.
Резюме 2 (собственно, памятка)
1. Создавайте открытую медиатеку при вузе. Если контент хороший, то это продвигает бренд вуза и привлекает лучших студентов. В любом случае это повышает качество преподавания.
2. Запускать проекты по дистанционному образованию можно только после создания медиатеки, так как необходимо сначала отработать технологии и преодолеть сопротивление преподавательского коллектива.
3. Создать контент для дистанционного образования из контента медиатеки практически невозможно.
4. Находите амбициозных самородков в преподавательской среде и перерабатывайте с ними образовательную программу, затачивая её сразу под дистанционную подачу.
5. Делитесь контентом. Защитить его практически невозможно, поэтому необходимо его самостоятельно размещать на самых разных площадках.
6. Вы не можете заработать на медиатеке. Никак. Вы не можете продавать доступ. Вы не может продавать рекламу.Вы не можете продавать лекции на DVD.
Примерные цифры:
Пилотный запуск OCW (8-10 курсов) от 2 млн. рублей/год
Пилотный запуск дистанционного образования от 10 млн. рублей/год.
UPD 1.
Кроме того, в течении 2 недель я планирую опубликовать следующие заметки:
1. Об особенностях видеосъемки лекций
2. Необходимое оборудование для записи лекций
3. Как мы опять записали 1000 лекций и договорились с несколькими новыми вузами.