Фонд Юрия Мильнера присудил две специальные премии по фундаментальной физике в размере $3 млн, одну из которых получил Стивен Хокинг, а вторую — большая группа ученых-экспериментаторов, возглавлявших поиски бозона Хиггса. Малые премии (по $100—300 тыс.) получили менее именитые ученые, работающие в области теории струн, теории поля, а также новых измерений.
Фонд, учрежденный российским инвестором Юрием Мильнером, совладельцем Mail.Ru Group и инвестфонда DST, учрежденный для поощрения работ в области фундаментальной физики, назвал лауреатов двух своих «малых» премий — «Передний край физики» (Physics Frontiers Prize) и «Новые горизонты в физике» (New Horizons in Physics Prize). Эти премии (первая составляет $300 тыс., а вторая — $100 тыс.) вручены «по плану» и предваряют основную премию Fundamental Physics Prizes, имена лауреатов которой станут известны в марте. Ее размер внушительный — $3 млн — почти в три раза больше Нобелевской.
Однако уже сейчас названы имена лауреатов специальной Премии по фундаментальной физике. Комитет премии, который состоит из лауреатов «первого набора», решил присудить две дополнительные премии.
Одна из них досталась знаменитому физику Стивену Хокингу за «открытие хокинговского излучения черных дыр и его глубокий вклад в работы по квантовой гравитации и квантовым аспектам ранней Вселенной», а вторую придется разделить целым семи ученым, в разные годы руководившим двумя крупнейшими экспериментами Большого адронного коллайдера — CMS и ATLAS, на которых в результате была открыта частица, подобная бозону Хиггса.
Это Питер Дженни, Фабиола Джанотти (ATLAS), Мишель Делла Негра, Техинджер Вирди, Гвидо Тонелли, Джо Инкандела (CMS) и Лин Эванс, руководитель всего проекта БАК.
Хокинг в интервью The Guardian заявил, что потратит премию на личные цели:
«Это удовольствие и честь для меня — получить премию. Никто не занимается теоретической физикой в надежде на призы. Это радость открытия чего-то, никому до тебя не известного. Как бы то ни было, такие премии, как эта, играют важную роль в общественном признании достижений в физике. Они поднимают статус науки и интерес к ней.
Деньгами я планирую помочь моей дочери, которая воспитывает сына-аутиста, и, возможно, куплю загородный дом. Не потому, что я много времени провожу в отпуске, но потому, что я люблю заниматься теоретической физикой».
Ученые CERN повели себя скромнее.
«Мне не нужно очень много денег. Я точно не собираюсь ездить вокруг CERN на Ferrari. Это негативно отразится на моем имидже», — заявил создатель БАК Лин Эванс. Он получил миллион долларов, еще по миллиону получат CMS (четыре лауреата) и ATLAS (два лауреата).
«Эта премия обращает внимание на некоторые недостатки Нобелевской премии, которую нельзя присудить более чем трем людям», — добавил Эванс.
Фабиола Джанотти вообще не считает премию «своей»: «Это премия не для меня, это премия для коллаборации, и она отмечает тяжелую экспериментальную работу, которую каждый из нас проделал за эти годы».
Она планирует учредить на свои $500 тыс. фонд для поддержки молодых ученых коллаборации Atlas, которые испытывают материальные трудности.
Кроме специального приза, фонд назвал лауреатов премии «Новые горизонты в физике»: ими стали Никлас Бейсерт, Давиде Гайотто и Зохар Комаргодски, они получат по $100 тыс. Комаргодски — выходец из России, в свои 28 лет он уже руководит научной группой в Институте науки Вейцмана в Израиле.
«Передний край физики» — это своеобразный шорт-лист для главной премии. Лауреаты этой премии, среди которых Александр Поляков, будут номинированы на «большую» премию 2013 года, церемония вручения которой пройдет 20 марта в CERN. Те из них, кто большую премию ($3 млн) не получат, улучшат свое материальное положение на утешительные $300 тыс. и будут автоматически реноминироваться в течение ближайших пяти лет. Среди номинантов знаменитый физик российского происхождения, специалист по квантовой теории поля Александр Поляков, сейчас работающий в Принстоне.