Прошедший на прошлой неделе в Экспоцентре Форум «Открытые инновации», организованный российскими институтами развития при поддержке Правительства Москвы и Правительства Российской Федерации, не обошел стороной образовательную тематику. В отличие от форумов-предшественников (форумов «Роснанотех») в этом году акцент был сделан не на «нанообразовании», а на реформировании высшего образования, или, если следовать буквально, проблеме, поставленной организаторами форума, на реформировании университетов.
Основным модератором панельной дискуссии: «Университеты. Нужна ли серьезная реформа?» выступил заместитель министра образования и науки Игорь Федюкин, который после обозначения тематики дискуссии и представления участников передал слово со-модератору секции, вице-канцлеру, президенту Университета Гонконга Лап-Ши Цуи. Презентация Лап-Ши Цуи была посвящена роли человеческого капитала и высшего образования в развитии общества. Он представил свой взгляд на влияние проблем глобализации на университетское образование, результаты опроса работодателей о целях высшего образования, а также главные приоритеты университета Гонконга.
Больше длинных презентаций не предполагалось, и Игорь Федюкин предложил присутствующим поделиться своим мнением о приоритетах высшего образования и представленной Лап-Ши Цуи презентации. Первым выступил ректор «Высшей школы экономики» Ярослав Кузьминов. От вопросов глобализации и примера, представленного Лап Ши Цуи он перешел к российской действительности. Он предположил, что роль университетов должна быть в подготовке менеджеров, в то время как подготовку исполнителей необходимо передать другим образовательным учреждениям. В качестве миссии университетов он назвал формирование глобальной морали, основанной, в том числе, на персональной ответственности. Среди проблем российского высшего образования (в основном, проблем массовых университетов в противоположность «престижным ВУЗам») он назвал формализацию приема, формализацию обучения, отсутствие мотивации к обучению и недоверие к университету, необходимость работать параллельно с обучением, а также большой пробел между теми технологиями, которые предлагаются на рынке, и теми знаниями, которые получают студенты. Основным достоинством университета он назвал культурную среду и систему традиций, существующую в университете, после чего предложил развивать культурные инициативы студентов, клубы выпускников и Alumni, а также стимулировать студентов к научной работе. Кроме того, он предложил отказаться от отраслевых ВУЗов, развивая только учебные заведения широкого профиля.
Выступивший следующим Эдвард Кроули, основатель и руководитель СколТеха, подчеркнул важнейшую роль преподавателей и студентов в преобразовании общества. Он сказал, что руководителям ВУЗов очень важно понимать, чего от будущих выпускников и научных проектов университета ждут основные стейкхолдеры. С ним согласился Сергей Гуриев, ректор «Высшей экономической школы», который предложил привлекать общественность к управлению ВУЗами. Он также отметил необходимость конкуренции между ВУЗами и подчеркнул, что преподаватели должны отличаться от студентов не только тем, что они знают, но и тем, что они умеют.
Ректор МФТИ Николай Кудрявцев рассказал о положительных и отрицательных сторонах российского образования, а также обратил внимание на то, что ни о чем кроме передачи знаний (например, о формировании компетенций и ценности выпускников) руководители российских ВУЗов пока не задумываются.
Сергей Емельянов, ректор Юго-Западного государственного университета, обратил внимание на особую роль «региональных» ВУЗов, выступающих зачастую основным ядром научно-технического и инновационного развития региона.
Вслед за ним Вадим Поляков рассказал о проблемах коммерциализации технологий в России, после чего предложил ВУЗам создавать возможности для общения выпускников между собой (клубы, специализированные переговорные), а также рассказал о проблеме масштабирования качественных университетов.
В заключение, представитель HR рассказал о задачах, которые стоят перед менеджерами в области образования (получение финансирования, формирование концепции развития и подбор ключевых кадров), а также о необходимости развивать репутации ВУЗа и ее влиянии на место ВУЗа в рейтингах.
В целом, секция получилась достаточно интересной, и хотя каждый из выступавших выделил какой-то отдельный, наиболее важный для него аспект, в сумме они достаточно полно отразили положение российского высшего образования и стоящие перед ним вызовы.