Ни для кого уже не секрет, что в этом году формат проведения форума, который на сайте «Нанометр» традиционно маркируется как «РОСНАНОфорум», был необычным, точнее, совсем непривычным. Практически не было традиционной приставки «нано» (кое-где была, конечно, но значительная часть форума и экспозиции обошлась без нее), не было молодых ученых и конкурсов их работ, не было научных секций (если не считать, конечно, презентационную зону на выставке, но и ее отнести к научным секциям можно с большой натяжкой), не было образовательных мероприятий для школьников. Да и людей, имеющих отношение к науке (и, замечу нескромно, людей, имеющих отношение к «Нанометру») на форуме было значительно меньше, чем раньше. В то же время, форум «Открытые инновации 2012» принес немало интересного. Порадовало, что вместо фигур-лозунгов, таких как Жорес Алферов, Константин Новоселов и Эрик Дрекслер, для выступления были приглашены совершенно реальные персонажи, авторитеты в мире хай-тек: Джон Гейдж, Ричард Бренсон, Ханс Вестберг, Ральф Симон и другие (то есть настоящие люди из иного, реального, бизнес-мира...).
С точки зрения организации все было почти шикарно – стильное оформление, отсутствие очередей на регистрации, крупные указатели, минимальное количество лестниц, удачное пространственное расположение всех мероприятий. Основной идеей форума в этом году была организация передачи опыта в продвижении инноваций от успешных, в основном иностранных, игроков нашим российским институтам развития. Мне кажется, эту задачу реализовать удалось, лекторий получился отличным (не хватало, конечно, мастер-классов), и теперь следует ждать реальных изменений в нашей российской действительности. Конечно, светлое будущее не наступит мгновенно. Но, перефразируя слова Джона Гейджа на пленарной сессии «Технологии, меняющие мир» и Виктора Вексельберга на секции «Российские институты развития – взгляд извне, взгляд изнутри», каждый [присутствующий в зале] должен поверить, что будущее российских инноваций зависит, в том числе от него, и что-то сделать для этого.
Немного отвлекаясь, скажу, что для меня лично самым большим внешним отличием «Открытых инноваций» от предыдущих форумов явилось наличие большого количества иностранцев, особенно из Азии. По разнообразию лиц данный форум больше всего напоминал международные научные конференции, проводимые за пределами России. Программа форума, как и программа большинства международных конференций, содержала большое количество привлекательных для материаловеда мероприятий, и только их параллельный характер не позволял посетить все.
Самым интересным событием программы для меня показалась дискуссия: «Способны ли нанотехнологии совершить революцию в материаловедении?». Видео вставлено в конце текста. Оно также доступно на сайте форума, но к сожалению, дать прямую ссылку невозможно. Для того чтобы найти описываемые события, нужно выбрать в плеере В1 и дальше найти данную дискуссию в программе первого дня. Отдельно замечу, что т.к. звуковых дорожек две, то если вы слышите перевод, смело переключайтесь на другую (даже если это "ENG" во время речи Чубайса), там скорее всего будет оригинал.
Модератором данной дискуссии выступил Председатель Правления РОСНАНО Анатолий Чубайс, для участия были приглашены Леонид Меламед (ХК «Композит»), Жан Ботти (EADS), Алексей Хохлов (МГУ), Вера Нехода-Хан (Bayer), Анкит Шукла (Frost & Sullivan) и Юрий Коропачинский, выступающий от лица производителя углеродных наноматериалов MCT Technologies. В зале, кроме того, присутствовали Руслан Валиев (Институт физики перспективных материалов УГАТУ), Сергей Жданок (ООО «Пранкор», еще один производитель УНТ) и многие известные ученые, которых предполагалось привлечь к дискуссии. Данное мероприятие вызвало большой ажиотаж - перед началом дискуссии зал был переполнен, все места заняты, а перед входом с трудом помещались те, кому не хватило мест. Название действительно звучало заманчиво, услышать ответ на заданный вопрос было интересно многим. К сожалению, забегая вперед, скажу, что ожидания аудитории не вполне оправдались.
Анатолий Чубайс хаотично (о чем собственно предупредил в начале дискуссии) переключал одного говорившего на другого, каждый из них углублялся в свои личные проблемы, а время катастрофически утекало «впустую». Ни сам звучный вопрос, заявленный в названии, ни ответ на него, так и не прозвучали. Мысли о возможности революции в материаловедении, вероятно, занимали Анатолия Чубайса перед началом мероприятия, поэтому он озвучил собственный ответ на данный вопрос: «Нужен баланс между энергоэффективностью и основными физическими характеристиками базовых материалов… Следующая технологическая волна будет связана с базовыми материалами». В качестве новых базовых материалов Анатолий Чубайс предложил композиты, и именно о них (без приставки «нано») он предложить рассуждать собравшимся.
Леонид Меламед рассказал о ближайших планах ХК «Композит» и предположил, что революция в материалах произойдет раньше, чем можно представить: «Уже в ближайшие десятилетия композиты придут на смену металлам». Выступающий после него Жан Ботти с удовольствием продолжил разговор о композитах с полимерной матрицей и углепластиках. Он рассказал о планах Airbus выпустить новый самолет, состоящий на 52% из композитных материалов (в 2007 году Boing уже выпустил Boing 787 Dreamliner, доля композитных материалов в котором достигла той же величины 52%). Алексей Хохлов немного остудил пыл докладчиков, сказав о том, что «базовые материалы на то и базовые, что дешевые». По его мнению, композиты по определению не могут заменить базовые материалы, такие как металлы, цемент, полимеры; и свойства композитов могут быть использованы только для специальных малотоннажных применений. Алексей Хохлов также высказал мнение, что развитие композитных материалов пойдет не в сторону замены базовых материалов, а в сторону подражания природе, биомиметики.
В выступлении Веры Нехода-Хан впервые прозвучала приставка «нано-». Она сказала, что, по мнению Bayer, развитие нанотехнологий и технологий композитных материалов – единственный путь противостояния глобальным вызовам, стоящим перед человечеством. Анкит Шукла подчеркнул, что люди по своей природе являются консерваторами и не любят революции, поэтому любые изменения в материаловедении возможны лишь после достижения уникального соотношения функциональности материала с его стоимостью. Выступление Юрия Коропачинского стало самым ярким, он объявил, что будущее приближается, и скоро везде вокруг будут композиты, в частности композиты с алюминиевой матрицей (привет, пластичность), композиты с полимерной матрицей и композиты со стеклянной матрицей. Где-то за скобками при этом читались слова «УНТ» и «УНМ». В итоге, на вопросы времени почти не осталось, время истекло, и аудитория начала постепенно рассасываться, не получив, как мне кажется, удовлетворения от прослушанного.
После окончания данной дискуссии мне удалось частично посетить секции, посвященные накопителям энергии: «Накопители энергии: современные технологии и рыночные перспективы. Успешный опыт применения накопителей энергии в различных отраслях», «Накопители энергии: современные технологии и рыночные перспективы. Текущее состояние и перспективы рынка накопителей энергии в России» (небольшой фоторепортаж с данных секций представлен ниже), а также выставку инновационной продукции.
Впечатление от выставки оказалось смешанным: много ярких светодиодных огней, роботов, автомобилей и красиво одетых девушек отвлекали от изучения более мелких экспонатов. Пестрые и шумные залы со стендами организаторов форума значительно отличались от залов, представляющих инновационные разработки российских регионов - там большинство стендов были скучными, не содержали иллюстративного материала. Останавливаться около них не хотелось. Кстати, мной так и не были найдены «необычная школьная линейка» и «большой чёрный круг из выращенных кристаллов, которые можно использовать для памяти в микрочипах разной ёмкости», освещенные в новостях на сайте Правительства РФ.
На стенде РОСНАНО в этом году проекты были представлены весьма компактно. Некоторые экспонаты то появлялись, то исчезали – например, мне так и не удалось сфотографировать прибор для плазмофереза. С другой стороны, продукция некоторых проектных компаний РОСНАНО (например, арматура Гален или пеностекло из Владимира) была представлена сразу на нескольких стендах. Встречалась и не связанная с проектами РОСНАНО продукция отечественных «материаловедов»: техуглерод из Омска, конденсаторы «Элеконд», лакокрасочные покрытия, легированные стали и термоэлектрические устройства, разработанные в МИСИС.
В целом, посещение форума и выставки, конечно, не осталось бесполезным.
Обещанное видео: