Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии», реализация Правительством РФ ряда целевых программ, направленных на создание инфраструктуры наноиндустрии и коммерциализации разработок в этой области, а также создание специализированного института развития ГК «Роснанотех»[1] дали толчок внедрению нанотехнологий в сфере производства товаров и услуг.
Если к середине 2008 г выпуск нанотехнологической продукции осуществляло около 60 организаций[2], то в январе – июне 2012 г по данным Росстата продукции наноиндустрии поставляли потребителям уже 287 предприятий и организаций[3]. Из них 34 предприятия – субъекты малого предпринимательства (без микропредприятий), 58 – некоммерческие организации – научно-исследовательские или образовательные учреждения. Из общего числа предприятий и организаций, выпускающих нанотехнологическую продукцию, 47 – компании, созданные с участием ОАО «РОСНАНО» (далее проектные компании), 240 – независимые производители.
Начиная с итогов за 2009 год, Росстат ведет статистическое наблюдение за выпуском продукции наноиндустрии. Изменение объема поставок нанотехнологической продукции в 2009 – 2011 гг. и I полугодии 2012 г приведено ниже (в текущих ценах, млрд. рублей):
Таблица №1
№ п/п | 2009 | 2010 | 2011 | I полуг. 2012 |
---|---|---|---|---|
1. Отгружено товаров и услуг собственного производства, связанных с нанотехнологиями в том числе |
92,6 | 117,9 | 154,8 | 97,2 |
2. Проектные компании ОАО «РОСНАНО» | 0,09 | 1,0 | 11,3 | 8,6 |
3. Независимые производители | 92,5 | 116,9 | 143,5 | 88,6 |
4. из общего итога по стр.1 Экспорт |
нет данных | 45,8 | 67,0 | 38,9 |
Как видно из приведенной таблицы экспорт занимает значительное место в поставках продукции наноиндустрии (порядка 40%). Однако около 80% экспорта – это поставки нефтепродуктов, произведенных с использованием нанокатализаторов, а не продукты высокотехнологичных отраслей.
Растет влияние проектных компаний ОАО «РОСНАНО» на формирование рынка нанотехнологической продукции. В январе-июне 2012 г ими было обеспечено около 9% всех поставок продукции, связанной с нанотехнологиями. При этом значительную часть выпуска проектных компаний составляют инновационные для отечественного рынка товары и услуги. Без производства нефтепродуктов выпуск товаров и услуг наноиндустрии в январе-июле 2012 года составил в России около 38 млрд. рублей, а доля проектных компаний – 23 процента.
Отраслевая структура продукции наноиндустрии и ее изменение в 2009–2011 гг. и январе – июне 2012 г. приведена в таблице №2 (в процентах к итогу):
Таблица №2
№ п/п | Виды деятельности | 2009 | 2010 | 2011 | I полуг. | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|
1. | продукция, связанная с нанотехнологиями, – всего | 100 | 100 | 100 | 100 | |
2. | обрабатывающие производства | 98,1 | 97,8 | 96,2 | 95,7 | |
3. | производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | |
4. | производство кокса и нефтепродуктов | 96,5 | 82,2 | 76,0 | 62,0 | |
5. | химическое производство | 0,1 | 7,2 | 9,3 | 18,3 | |
6. | производство резиновых и пластмассовых изделий |
0,0 | 0,2 | 0,2 | 2,0 | |
7. | производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
0,0 | 0,1 | 0,4 | 0,3 | |
8. | металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
0,0 | 0,2 | 0,5 | 0,6 | |
9. | производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) |
0,0 | 1,2 | 1,4 | 5,2 | |
10. | производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
0,7 | 2,5 | 4,1 | 4,3 | |
11. | производство транспортных средств и оборудования |
0,0 | 0,1 | 0,7 | 0,6 | |
12. | прочие производства | 0,8 | 3,6 | 3,2 | 2,1 | |
13. | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,4 | |
14. | Научные исследования и разработки | 1,8 | 2.0 | 3,7 | 4,2 | |
15. | Образование | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,0 |
В рассматриваемом периоде произошли серьезные изменения в отраслевой структуре наноиндустрии. Расширение применения нанотехнологий в химическом производстве, машиностроении, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования существенно повысило роль этих отраслей в формировании рынка продукции нанондустрии. Их доля в общем объеме поставок товаров и услуг, связанных с нанотехнологиями, увеличилась с 0,8% в 2009 г. до 28% в январе – июне 2012 г. Сократился удельный вес нефтепродуктов в поставках продукции наноиндустрии, однако нефтепереработка продолжает сохранять свое доминирующее положение – 62% поставок.
География наноиндустрии достаточно широка. Выпуск товаров и услуг, связанных с нанотехнологиями, в I полугодии 2012 г осуществляли предприятия и организации, расположенные в 50 регионах Российской Федерации. Более половины всех предприятий и организаций наноиндустрии сосредоточено в 8 субъектах федерации: в Москве – 35, Татарстане – 32, Санкт-Петербурге – 26, Московской и Новосибирской областях – по 16, Свердловской области –11, Томской области – 10 предприятий.
Наибольшие объемы поставок продукции наноиндустрии в стоимостном выражении приходятся на предприятия Пермского края – 64% от всех поставок нанотехнологической продукции по России (высокая доля Края обусловлена поставками нефтепродуктов). Из других регионов следует выделить Татарстан –13%, Омскую область – 4% (поставки технического углерода), Владимирскую область – 2,8%, Москву и Московскую область – по 2.4%, Санкт-Петербург и Свердловскую область – по 1,3 процента.
Производство продукции наноиндустрии, опережая ориентиры, обозначенные в «Программе развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года»[4] и разработанной на ее основе Стратегии деятельности «РОСНАНО» для проектных компаний Общества, отстает для независимых производителей, что видно из приведенной ниже таблицы (млрд. рублей):
Таблица №3
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
план | факт | план | факт | план | факт | план янв.-июнь | факт | оценка | |
Объем продаж российской продукции наноиндустрии в том числе: |
80 | 92,6 | 155 | 117,9 | 240 | 154,8 | 340 | 97,2 | 220 |
Проектные компании ОАО «РОСНАНО» | – | 0,09 | – | 1,0 | – | 11,3 | 10 | 8,6 | 25 |
Независимые производители | 80 | 92,6 | 155 | 116,9 | 240 | 143,5 | 330 | 88,6 | 195 |
Отставание в выполнении Стратегии складывается по группе независимых производителей. В 2012 году ими будут достигнуты объемы продаж примерно соответствующие заданиям 2011 года. Проектные компании наоборот идут с некоторым опережением. По Стратегии выпуск нанотехнологической продукции в объеме 10 млрд. рублей должен был начаться на них в 2012 году, фактически уже в 2011 году осуществляли выпуск 34 проектные компании. Сложившийся задел по группе проектных компаний во многом определен опережающим финансированием. В 2008 – 2011 годах в инвестиционные проекты было вложено свыше 185 млрд. рублей (в том числе 88 млрд. рублей – средства «РОСНАНО»; 97 – внебюджетные источники). Стратегией предусматривалось инвестировать 61 млрд. рублей (соответственно 42 и 19 млрд. рублей).
Для выявления проблем, сдерживающих выпуск нанотехнологической продукции, «РОСНАНО» провело выборочное анкетирование руководителей независимых предприятий наноиндустрии. Наиболее часто упоминаемые проблемы: в области нормативного обеспечения, сертификации и регулирования – низкий уровень гармонизации российской нормативной базы с международной, сложность взаимодействия с разрешительными органами на всех уровнях; в области кадрового обеспечения – недостаток квалифицированных кадров инженерного профиля; в области выхода на рынки – отсутствие доступа на рынки ведущих отраслевых потребителей (госкомпаний и компаний с госучастием), ценовое преимущество традиционной продукции с худшими характеристиками по безопасности, энергоэффективности, экологичности и т.д. по сравнению с нанотехнологическими аналогами, скептическое отношение потребителей к нанопродукции; в области инновационной инфраструктуры – ограниченность доступа к современному специализированному технологическому оборудованию, неразвитость оборота интеллектуальной собственности и ее защиты.
Следует отменить, что целый ряд из перечисленных выше проблем находится в стадии своего решения. В результате реализации ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 – 2011 годы» сформирована основа национальной нанотехнологической сети (ННС). К началу 2012 года участниками ННС являлись 48 ведущих научно-исследовательских и образовательных организаций, в ведении которых находилось 52 объекта, составляющих исследовательскую, технологическую и научно-образовательную базу сети. В 2011 году услугами ННС воспользовались 690 организаций (как производители нанотехнологической продукции, так и чисто исследовательские учреждения).
Важное место в реализации задачи по развитию инновационной инфраструктуры наноиндустрии занимает Фонд инфраструктурных и образовательных программ (далее – Фонд). К настоящему моменту Фондом в рамках конкурсных процедур были отобраны 12 проектов нанотехнологических центров, 8 из которых уже осуществляют свою деятельность, направленную на доведение до коммерчески привлекательной стадии НИОКРТ, на которой их приобретают заинтересованные инвесторы. В рамках действующих наноцентров на текущий момент профинансировано и одобрено к финансированию около 30 проектов, при этом в активной проработке находятся еще около 80 проектов.
География наноцентров охватывает ключевые регионы, обладающие научным и промышленным потенциалом, в том числе Республику Татарстан, Московскую, Новосибирскую, Томскую, Ленинградскую, Ульяновскую области.
В целях ликвидации пробелов в нормообеспечении разработана и одобрена Аппаратом Правительства Российской Федерации Программа стандартизации в наноиндустрии на 2010 – 2014 годы. В рамках Программы с участием Фонда разработан 61 национальный стандарт в наноиндустрии, в том числе 30 стандартов, гармонизированных с международными требованиями. Для обеспечения разработки стандартов создан технический комитет по стандартизации ТК 441 «Нанотехнологии», идентичный международному ИСО ТК 229.
Проведена актуализация более 40 действующих нормативных документов (СанПиН, СНиП, ГОСТ) с целью снятия ограничений на применение нанотехнологической продукции. Подготовлены перечни разрешительных и надзорных процедур при предоставлении по 99 наименованиям нанотехнологической продукции. Определено 26 видов разрешительных процедур, распространяющихся на предприятия наноиндустрии.
Создана и зарегистрирована в Росстандарте система добровольной сертификации продукции наноиндустрии «Наносертифика». Проведена сертификация 35 видов инновационной нанотехнологической продукции по требованиям, предъявляемым к инновационной продукции.
Проведена оценка (классифицирование) по степени потенциальной опасности для здоровья человека и окружающей среды более 400 нанопродуктов и нанотехнологий. Подготовленные заключения используются предприятиями в качестве доказательной базы нанобезопасности при прохождении разрешительных процедур при выходе на рынок. Сформирован Реестр продукции наноиндустрии с подтвержденной безопасностью.
В целях облегчения доступа нанопроизводителей на региональные и отраслевые рынки Фондом разработаны и реализуются комплексные программы стимулирования спроса на нанотехнологическую, в том числе инновационную продукцию в Белгородской области, Новосибирской области, Республике Татарстан, Ульяновской области, Чувашской Республике, Томской области, г. Москве. Разрабатываются комплексные программы стимулирования спроса г. Санкт-Петербурге, Рязанской и Калужской областях. Суммарный объем потребления нанотехнологической, в том числе инновационной продукции в указанных регионах составит не менее 56 млрд. рублей к 2015 году. С 2012 года, в Республике Татарстан закупка такой продукции составит не менее 10%, а в Москве – не менее 5% от общего объема государственного и муниципального заказа.
Реализуемые Фондом программы стимулирования потребления нанотехнологической продукции крупными отраслевыми компаниями, федеральными ведомствами, компаниями с госучастием, государственными корпорациями обеспечат спрос в размере не менее 112 млрд. рублей к 2015 году. Например, ожидаемый объем потребления нанотехнологической продукции со стороны ОАО «РЖД» составит в 2012 году свыше 4,2 млрд. рублей.
Определенные подвижки происходят и в области подготовки кадров для наноиндустрии. В настоящее время Фондом разработано 83 образовательные программы, по которым обучено свыше 1500 слушателей. Во всех случаях компании-заказчики образовательных программ выступают их соинвесторами. При этом кадры готовятся не только не только для проектных компаний ОАО «РОСНАНО», но и для независимых производителей. В 2011 году свыше 20% от общего числа компаний, которые обратились к Фонду с просьбой подготовить для них кадры, являлись независимыми производителями.
В 2011 году создан электронный реестр образовательных учреждений и программ по нанотехнологиям и управлению инновационной деятельностью. Его основная функция – обеспечение предприятий наноиндустрии информацией для организации обучения сотрудников по программам соответствующего профиля высшего и дополнительного профессионального образования.
Началась разработка профессиональных стандартов для наноиндустрии. Развитие системы профстандартов позволят предприятиям строить свою кадровую политику, а вузам – создавать образовательные программы с учетом кадрового запроса рынка труда. В 2011 году Фондом были подготовлены два профессиональных стандарта, в настоящее время разрабатывается еще 10 профстандартов, которые войдут в Национальную систему компетенций и квалификаций. В рамках работы по оценке и сертификации квалификаций сотрудников предприятий наноиндустрии и выпускников профильных вузов ведется разработка оценочных средств: тестов, задач, практических заданий, которые призваны помочь работодателям оценить «входные квалификации» принимаемых на работу специалистов и уровень квалификации своих сотрудников.
Материалы по теме:
- [1] В 2011 г в соответствии с ФЗ от 27.07.2010 №211 преобразована в ОАО «РОСНАНО» и Фонд инфраструктурных и образовательных программ
- [2] См. «Программа развития наноиндустрии до 2015 г» от 04.05.2008 № ВЗ-П7–2702, раздел I.
- [3] Без микропредприятий с численность занятых до 15 человек, которые не охвачены регулярным статистическим наблюдением.
- [4] Программа не была утверждена в установленном для ФЦП порядке, однако количественные индикаторы Программы были одобрены как ориентировочные и Минобрнауки РФ осуществляет мониторинг их достижения на основании правительственного поручения от 04.05.2008 №ВЗ – П7–2702