В одном из баров четырехпалубника «Ленин», которому была доверена важная миссия – стать на неделю не просто пароходом, а Форсайт-пароходом, - с молодыми и не очень учеными встретился заместитель министра образования и науки РФ Игорь Игоревич Федюкин.
- Если можно, просто Игорь, - такими словами он и начал встречу.
Небольшие вводные – мы будем обсуждать высшее образование и научную деятельность в нашей стране, – и Игорь предлагает задавать любые вопросы.
Начинать немного трудно, так что для начала все-таки общий вопрос: какая стратегия развития российской науки? На что в целом мы направлены?
- В первую очередь планируется увеличить долю статей российских авторов в общемировом списке. Сейчас она составляет около 1.5%, но в ближайшие годы планируется повысить ее более чем в два раза. Сделано это будет за счет стимулирования публикационной активности ученых: в научных институтах и университетах вводятся стимулирующие надбавки ученым за публикации в ведущих научных журналах, эта система уже активно работает в институтах РАН и недавно введена в ряде других, в том числе и в МГУ. Кроме того, планируется и ряд мероприятий по увеличению рейтинга российских журналов. Несменяемые годами составы редакционных коллегий планируется регулярно изменять, предлагать новые стратегии по продвижению российских журналов. Все это важно не просто для развития российской науки, но и для увеличения ее престижа.
Тут же из зала поступает предложение: в первую очередь нужно поднять не рейтинг российской науки за рубежом, а рейтинг самой науки в нашей стране! Например, по CNN каждый выпуск новостей регулярно завершается информацией о новых научных открытиях, а у нас – о произошедших катастрофах.
- Я не могу непосредственно влиять на ленту телевещания, - отвечает Игорь, - но инициатива хорошая.
- А есть у министерства какие-то мысли на счет того, как это реализовать?
- Ну подумайте, какие могут быть мысли у министерства? – отшутился Игорь.
Тем не менее, кроме рейтинга самой науки, один из самых важных вопросов все-таки – финансирование. Будет ли снижаться доля государственного финансирования, как прочат многие источники? Что планируется делать после того, как с 2013 года после окончания седьмой рамочной европейской программы в новых программах не будет учитываться поддержка ученых из России – экономика которой так стремительно растет?
- Объем государственного финансирования снижаться не будет, - без обиняков заявил Федюкин. – Напротив, мы постоянно ищем возможности его увеличить. Снижаться будет доля гос. финансирования по отношению к частному, но только за счет привлечения большего объема частного финансирования. Несомненно, что есть множество отраслей науки, в частности, в математике, где практическая значимость исследований может быть не видна даже в дальнем горизонте, и такие исследования никогда не смогут привлечь финансирование из бизнеса. В то же время математика создает аппарат, без которого многие исследования никогда не могли бы быть сделаны. Поддерживать такие науки надо, и это будет делаться за счет государства. Что же касается закрытия седьмой рамочной программы, то в ответ ей с 2013 года будет создана полностью аналогичная российская программа. Что же, экономика действительно растет!
- А как будет оцениваться конечный результат работы по таким проектам? Ни для кого не секрет, что сегодня многие отчетысодержат заведомо подложные результаты, а независимой экспертизы у нас нет: диаспора ученых слишком прочно связана. Что панируется сделать для контроля конечного продукта? И планируется ли уйти от формата «килограмм за миллион», когда для отчета необходимо создать кипу бумажной макулатуры?
- Упрощение бумажных отчетов сегодня – приоритетная задача. В идеале отчет должен представлять собой короткое резюме по полученным результатам с приложенным списком публикаций, которые будут оцениваться экспертами. Сам факт публикации в ведущих международных журналах является своего рода достаточной «гарантией качества», а независимые эксперты в редакциях журналов и будут тем самым независимым экспертным советом. Если статью по проведенным исследованиям приняли в Nature – результаты проекта следует считать хорошими.
Еще один больной вопрос – защита кандидатских и докторских диссертаций.
- Будет ли отменена докторская и модифицированы правила защиты кандидатских диссертаций?
- Вопрос такой есть, но его оценка не выявила явных преимуществ от такой модификации. Пока его убрали в дальний ящик, есть вопросы поважнее. Что вас интересует по защите кандидатских диссертаций?
Сразу целый вал вопросов: Будут ли обнародованы авторефераты кандидатских диссертаций, как это сделано с докторскими? Планируется ли формировать диссертационные советы под каждую тему? Будет ли возможность писать текст диссертации на английском? Возможно ли свести диссертацию, как отчет по проекту, к краткой аннотации со списком публикаций?
- Все эти вопросы уже возникли, и планируются шаги в сторону их решения. Только отмену старого формата диссертаций пока планировать рано: только недавно было утверждено новое правило, по которому к защите допускаются только работы, опубликованные не менее, чем в трех статьях (пока что формально достаточно одной), так что полный текст работы писать все еще надо.
Тут же в зале возникло предложение обнародовать и контрольные работы во избежание плагиата, но это предложение Игорь Федюкин отклонил: оставим на откуп самим ВУЗам. Зато рассказал об инициативе вывода в ближайшие годы пяти топовых российских ВУЗов на уровень ведущих мировых. Для этого планируется в частности привлекать ученых из-за рубежа. Зал протестует: многие ученые ни за какие деньги не согласятся работать в России, нужны другие стимулы!
- Инфраструктура тоже будет улучшаться, - отвечает Игорь и тут же приводит в пример Корею: ведущие мировые ученые с удовольствием едут туда работать.
Но тут вопрос снова возвращается к финансам: с 2013 года в разы планируется поднять среднюю зарплату ученых, но среднее – характеристика обманчивая.
- Заметит ли это увеличение младший научный сотрудник? – спрашивают в зале. – Возможно, стоит интересоваться не средним, а базой, поднять не среднюю зарплату, а сделать минимальную зарплату сотрудника достаточной для уверенной жизни?
- А где взять денег? – в ответ интересуется у зала зам. министра.
- Над этим должно работать государство!
- А государство у нас, как известно, кто?
- МЫ!
- Вот вы и работайте.