Munisamy Ananada, президент общества информационных дисплеев, говорит об интересных технологиях, которые в настоящее время возникают на рынке дисплеев.
- Какие еще дисплейные технологии мы можем увидеть уже в ближайшем будущем?
- Недавно было очень много разговоров вокруг трехмерного (3D) видео. Весь рынок 3D телевидения был полностью раскуплен сразу после запуска, несмотря на нынешний экономический спад. Panasonic планирует продать один миллион единиц продукции в этом году, а Samsung рассчитывает продать около двух миллионов единиц. Активно ведутся исследования, направленные на то, чтобы исключить необходимость 3D-очков, хотя прежде, чем удастся достичь успеха в этой области, может пройти еще три-четыре года. Уже есть прототипы, которые демонстрируют 3D-эффект от просмотра телевидения без очков, если пользователь находится прямо перед экраном, который теряется, если пользователь находится в другом месте. Сегодня пользователи также мечтают о сенсорных экранах, сенсорный элемент которых находится внутри дисплея, а не наверху. Это особенно важно для таких приложений, как смартфоны, и исследователи в настоящее время работают над технологией, в которой датчики встроены в каждый пиксел ЖК-дисплея, что делает конечное устройство тоньше, ярче и более легким.
- Играет ли какая-либо конкретная технология решающее значение для роста рынка дисплеев в последнее десятилетие?
- Да, и это светодиодная подсветка. Мы впервые поняли это при создании мобильных телефонов, а в настоящее время ЖК-ноутбуки почти полностью освещаются светодиодной подсветкой. Эта технология, по крайней мере в течение последних пяти лет, стала доминировать и для области ЖК-телевизоров, которая демонстрирует феноменальный рост. Потребляемая мощность начала снижаться, а в результате долговечность этих устройств значительно возросла.
Электронные книги (e-Books) станут следующим большим шагом для роста рынка светодиодной подсветки. Несколько лет назад многие сомневались в возможности электронного книжного рынка, но вот уже сегодня на Amazon.com продажи электронных книг впервые превзошли продажи книг в твердом переплете. Я думаю, что в течение ближайших трех-четырех лет это произойдет и в глобальном масштабе.
- Есть ли другие технологии для тщательного рассмотрения?
- Есть одна технология, которая способна бросить вызов ЖК-дисплеям, и это органические светодиоды (OLED). В отличие от ЖК-дисплеев, OLED-дисплеям, чтобы работать, не требуется задняя подсветка, и они очень тонкие и легкие. Тем не менее, в настоящее время производители не могут начать производство OLED-экраны диагональю более 15 дюймов. В качестве платы эти дисплеи содержат тонкопленочные транзисторы (TFT) на основе низкотемпературного поликристаллического кремния, характеристики которого различаются в разных областях экрана. Кроме того, себестоимость этих транзисторов является высокой, а эффективность - низкой.
TFT нового поколения - оксидные TFT - выглядят многообещающе. TFT на основе оксидов индия, галлия и цинка, например, не только имеют хорошие характеристики на большой площади дисплея, но и могут быть изготовлены за меньшее количество шагов, чем TFT на поликристаллическом кремнии. К сожалению, их характеристики могут ухудшаться после воздействия влаги и кислорода во время производственного процесса. Когда исследователи решат эту проблему, производители смогут масштабировать OLED-экраны до 32 дюймов и больше при запуске экономичных процессов массового производства. Производительность оксидных TFT уже была продемонстрирована на недавнем международном симпозиуме общества информационных дисплеев в Сиэтле, США, так что мы, вероятно, увидим их запуск в производство в течение ближайших двух-трех лет.
Исследователи также изучили возможность использования OLED-дисплеев в электронных книгах. Хотя OLED-технология дает более широкий угол обзора и высокое качество цветов по сравнению с ЖК-дисплеями, энергопотребление OLED-дисплеев пока выше, чем у ЖК-дисплея и подсветки, вместе взятых. Это является серьезной проблемой для электронных книг, ведь конечные пользователи не хотят часто заряжать свои устройства. В качестве альтернативы можно использовать фосфоресцирующие материалы активного слоя в органических светодиодах: они в три раза более эффективны, чем стандартные материалы для светодиодов, и поэтому могут значительно снизить энергопотребление электронных книг, если они поступят в массовое производство.
- Какие же возможности есть прямо сейчас?
- Многие международные дисплейные компании желают инвестировать в Китай, в частности, для создания заводов для ЖК-производства. Изготовление светодиодной подсветки для ЖК-дисплеев требует наличия производственной инфраструктуры, поэтому Китай в настоящее время активно пытается обширно развивать светодиодное производство. Правительство Китая очень много субсидирует в производство критически важного оборудования. Китай уже давно занимается конечной «упаковкой» светодиодов, но сегодня он хочет производить светодиодные чипы сам.
- Каковы ваши планы на будущее, как у президента общества информационных дисплеев?
- Мы хотели бы развивать наши партнерские отношения с различными странами. Например, у нас уже есть партнерские отношения с Францией, Кореей и Японией, и мы хотим укреплять такие связи. Некоторые компании не осведомлены о достижениях некоторых университетов по всему миру, поэтому мы стараемся предоставить информацию о технологических достижениях каждого университета, откуда и происходят технологические прорывы, и сообщать, как отрасль может извлечь пользу из взаимодействия с этими университетами. Например, я пытаюсь создать базу данных, в которой мы будем собирать все университеты мира и классифицировать их на основе той области технологии, где они являются самыми сильными. Эта информация будет очень полезна для промышленности и поможет расти дисплейным технологиям. Кроме того, мы расширяем нашу деятельность в Интернете. Многие из наших сотрудников сегодня работают удаленно, поэтому мы хотим создать для них возможность смотреть или слушать онлайн семинары. Миграция дисплейных технологий в Китай и в Бразилию позволит нам увеличить наше присутствие в этих странах, организовывать больше конференций и заводить больше контактов с местными сообществами. Это созвучно нашей миссии: содействовать развитию дисплейных технологий по всему миру.