Название(я): Соединения бора
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): неорганическая химия
Актуальность: Бор и его соединения являются важными элементами для современной промышленности и сельского хозяйства. Его добавка в сталь превращает её в сверхтвёрдые (хотя и несколько хрупкие) сплавы, соединения бора используются в ядерной энергетике в качестве регулятора количества нейтронов, сельском хозяйстве, медицине. Бор образует прочные комплексы с диолами и полисахаридами, что может использоваться для изменения их известных свойств и придания качественно новых.
Новизна: химическое получение различных комплексов бора с полисахаридами и смешанных боро-кремниевых соединений.
Цель: разработка простых методик получения различных комплексов бора с полисахаридами и изучение их свойств
Задачи:
1. анализ литературы по химии и технологии бора
2. литературный поиск возможных методов получения различных комплексов бора с полисахаридами
3. получение комплексов бора с глюкозой, крахмалом, целлюлозой.
4. получение комплексов бора с глюкозой, крахмалом, целлюлозой в присутствии значительных количеств силиката натрия.
5. изучение свойств полученных материалов
6. обобщение результатов
Экспериментальные подходы: методы неорганической химии и химии полимеров, простейшие подходы в анализе полученных веществ.
Методические подходы: ознакомление с химией бора и его соединений, свойствами полисахаридов
Требующиеся нестандартные реактивы и ресурсы: борная кислота или бура, силикат натрия, КМЦ и КМК доступны. Могут потребоваться бюретки и стеклянная посуда.
Освоение школьником теоретического материала: химия бора, комплексообразование, методы химии полимеров, методы аналитической химии (титрование)
Навыки, получаемые школьником: неорганическая химия, химия полисахаридов, титрование растворов полимеров, модификация полимеров
Предшествующий материал по школьной программе: неорганическая химия, комплексообразование
Роль учителя: общее руководство проектом
Возможная помощь тьюторов: обеспечение реактивами, консультационная помощь в постановке и анализе эксперимента, поиск литературы и методик эксперимента
Техника безопасности: общие правила ТБ в школьной лаборатории
Примечания: в качестве дополнительного этапа работы можно попробовать прокалить полученные материалы при доступе и без доступа воздуха и попытаться получить жёсткие гели оксидов бора и кремния.
Первичные литературные ссылки для начала поиска:
http://ru.wikipedia.org (термины бор, борная кислота)
![]() |
Бор.doc (28.50 КБ.) |
