Название(я): Синтез и свойства люминофоров
Номер в каталоге: 6
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): оптические свойства материалов и наноматериалов
Актуальность: Получение люминофоров и фосфоресцирующих материалов, несомненно, является привлекательным для школьников. Параллельно с несложными синтезами школьник имеет возможность мотивировано изучить основы явления люминесцении и ее различных видов, изучить роль активатора, сенсибилизатора, кристаллического строения матрицы.
Новизна: создание гаммы люминофоров с одинаковой матрицей и различными активаторами.
Цель: рисование светящейся в темноте картины (возбуждающее излучение - ультрафиолет) собственноручно полученными красками
Задачи:
1. изучение по литературным данным явления люминесценции, роли кристаллической матрицы, активатора, сенсибилизатора, анализ процессов поглощения излучения веществом
2. анализ различных видов люминофоров и кристаллофосфоров
3. выбор объектов исследований
4. синтез кристаллофосфоров с различными длинами волн люминесценции
5. подбор связующего и других компонентов краски
6. рисование картины светящимися в темноте красками
Экспериментальные подходы: получение матрицы люминофора с равномерно распределенным активатором путем химического осаждения или твердофазного синтеза, измерение спектров люминесценции
Методические подходы: изучение теории цветности, основ кристаллохимии, основ теории люминесценции
Требующиеся нестандартные реактивы и ресурсы: заранее неизвестны, может потребоваться печное (термическое) оборудование и защитная (инертная) атмосфера
Освоение школьником теоретического материала: основы кристаллохимии, основы теории люминесценции, основы твердофазного синтеза
Навыки, получаемые школьником: простейшие операции смешения, перетирания, отжига, развитие художественных навыков
Предшествующий материал по школьной программе: химия элементов, строение атома
Роль учителя: общее руководство проектом, обеспечение основной литературой
Возможная помощь тьюторов: использование термического оборудования, анализ спектров люминесценции, рентгенофазовый анализ, консультативная помощь
Техника безопасности: инструктаж по работе с термическим оборудованием
Примечания: возможно в сотрудничестве с ВУЗом попытаться получить люминесцентный гибридный материал на основе слоистых двойных гидроксидов, неорганические люминофоры на основе сульфида цинка, силикатов с активаторами, метаборной кислоты и пр., изучить люминесценцию комплексов лантанидов, трибо-, хемо-, термолюминесценцию. Фосфоресцирующие краски удобнее всего получать на основе метаборной кислоты с добавками органических веществ / красителей (фосфоресцеина, ацетилсалициловой кислоты и пр.). В конце работы необходимо обсудить близость и различия в люминесценции квантовых точек, органический красителей и кристаллофосфоров.
Голубое излучение OLED
Первичные литературные ссылки для начала поиска: светоизлучающие диоды
Другие работы кластера "Каталог тем проектных работ" (гипертекстовый навигатор):
- 1.Cупергидрофобные покрытия природного происхождения с эффектом «лотоса»
- 2.Покрытия - хамелеоны
- 3.Синтез и исследование нетоксичных квантовых точек
- 4.Благородная металлическая радуга
- 5.Получение искусственных опалов
- 7.Получение вспененного графита и графена
- 8.Сорбционные свойства силикагеля
- 9.Абразивные материалы
- 10.Эффект Тиндаля
- 11.Электрохромные материалы
- 12.Металлотермическое получение материалов
- 13.Свойства двумерных нанореакторов.
- 14.Магнитные жидкости
- 15.Исследование доступных жидкокристаллических систем
- 16.Силикатный сад
- 17.Жизнь и смерть липосом
- 18.Фунгицидные и бактерицидные наноматериалы
- 19.Химические источники тока
- 20.Вселенная клеточных автоматов
- 21.Сканирующая зондовая микроскопия
- 22.Клатраты
- 23.Проводящие полимеры
- 24. Наноматериалы на основе диоксида титана
- 25.Собственный фильтр для очистки воды
- 26.Биокерамика
- 27.Защита документов от подделки
- 28.Дурацкая замазка
- 29.Кольца Лизеганга
- 30. Разделение наночастиц
![]() |
|