27 октября на IV Международном форуме по нанотехнологиям прошло открытие «Магазина будущего», представленного X5 Retail Group (при поддержке РОСНАНО и Sitronics) под брендом "Зелёный Перекрёсток".
Концепция магазина будущего заключается в использовании для учёта товаров меток радиочастотной идентификации (RFID) взамен привычных штрих-кодов. Кроме того, каждый покупатель также имеет свою идентификационную карту лояльности.
Внешне "Магазин будущего" весьма похож на большинство супермаркетов. Однако уже на входе покупатель имеет возможность через терминал зайти в электронный личный кабинет, узнать информацию о наличии и расположении необходимых товаров в магазине или подтвердить список товаров, составленный заранее через сеть Интернет.
Каждый товар в "Магазине будущего" маркируется специальной меткой радиочастотной идентификации, хранящей информацию о его наименовании, производителе, стоимости, сроке годности и других характеристиках (например, об энергетической ценности для пищевых продуктов). Предполагается, что столь полный набор информации о конкретной единице товара, записанный производителем или ритейлером на радиочастотной метке, позволит предотвратить попадание на полки поддельных и просроченных товаров.
По радиочастотным меткам выбранные покупателем товары идентифицируются специальным сканирующим терминалом-тоннелем, заменяющим привычную кассу. При этом считывание происходит независимо для 200 меток в секунду, что позволяет сканировать товары непосредственно в покупательской корзине.
После сканирования корзины покупателю предлагается проверить и подтвердить список набранных товаров, а также оплатить четырьмя различными вариантами – наличными, баллами с бонусного счёта карты лояльности, средствами с банковской карты и даже с баланса мобильного телефона. После оплаты товар автоматически списывается со склада и становится разрешённым для выноса из магазина. В то же время, если покупатель пытается взять с собой неоплаченный товар, охранные радиочастотные ворота идентифицируют конкретный незаконно проносимый товар, передают информацию на специальный экран и подают сигнал охранным службам.
Также в «Магазине будущего» предусмотрена новая система видеонаблюдения. Специальная система обработки видеоизображений позволяет идентифицировать пол и примерный возраст попадающих в кадр покупателей.
По словам представителя «Магазина будущего», в настоящее время существенной проблемой является невозможность считывания радиочастотных меток на упаковках из фольги, алюминиевых банок и т.п. Однако Sitronics обещает в ближайшем будущем устранить эти недостатки у своих радиочастотных меток. Также планируется оборудовать радиочастотными сканерами полки и склады магазинов – это поможет своевременно пополнять запасы заканчивающихся товаров, а также сделать логистические цепочки максимально прозрачными.
X5 Retail Group обещает открыть в Москве первый полномасштабный магазин, использующий технологию маркировки товаров радиочастотными метками в 2013 году. Так что «Перекрёсток» будущего уже близок.