Состоявшаяся на днях на НАНОМЕТРЕ дискуссия подтолкнула меня ускорить работу по обработке видеоинтервью с образовательной конференции НОР. Очень важные вещи были произнесены людьми, которые по сути выступили участниками двух масштабных экспериментов. Причем это были не чиновники, придумавшие в кабинетах «как нам обустроить Россию». Все эти люди непосредственно работали со школьниками, и в конце заметки есть файлы с некоторыми результатами этой работы. Я постарался здесь обобщить своими словами некоторые тезисы, а также даю ссылки на сами интервью, чтобы можно было самим посмотреть и послушать в первоисточнике.
Сперва немного о сути экспериментов. Это два больших проекта, один был в 2008 году инициирован Роснаукой (тогда еще федеральное агентство было отдельной структурой), а затем в течение двух лет был реализован компанией НТ-МДТ по госконтракту с Министерством образования и науки РФ. Второй проект стартовал в прошлом году по инициативе департамента образовательных программ госкорпорации РОСНАНО, а теперь осуществляется под эгидой Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО. Цель каждого из проектов – изменить существующую систему довузовского образования, сделать учащихся более готовыми к современным требованиям научных лабораторий и производственных площадок.
В первом проекте Минобрнауки РФ выбрало регионы (максимально широко), дальше региональные министерства выбрали у себя одну или несколько «продвинутых» школ и именно там оборудовали классы Наноэдьюкатор. В этих классах школьникам старших классов не только рассказывали про нанотехнологии, но и давали поработать своими руками. В прошлом году в НТ-МДТ получили сигналы от пользователей, которые говорили, что учителя не знают, что им делать с диковинными приборами. Так появилась идея первой конференции «Образование для сферы нанотехнологий» - конференцию собрали, чтобы школьные учителя смогли посмотреть и поговорить с вузовскими преподавателями из России и из других стран, которые уже давно используют Наноэдьюкаторы в своей практике.
Смысл проекта «Школьная лига РОСНАНО» - так изменить программу преподавания естественно-научных предметов (физика, химия, биология), чтобы школьники старших классов воспринимали нанотехнологии, как нечто совершенно обычное и понятное. В проект вовлечено чуть меньше 30 школ в тех регионах РФ, где РОСНАНО уже профинансировало производственные проекты.
Таким образом, Нанотехнологическое общество России (НОР), которое выступило организатором нынешней конференции, планировало собрать участников двух этих масштабных государственных экспериментов и дать им высказаться о результатах. Это формальная часть.
А теперь к моим собеседникам.
Ольга Бобова (МОУ "СОШ №23 с углубленным изучением предметов естественнонаучного профиля", г.Кранотурьинск Свердловской области) была в числе тех, кто совершенно не понимал, как использовать «экзотические» приборы в своей работе. По ее словам, ей очень помогла конференция 2010 года. За год, прошедший с той конференции, она организовала детей на выполнение двух проектных работ и провела открытый урок по защите проектов (см. прикрепленный файл). Ольга считает, что современное оборудование для школы очень важно – оно позволяет детям почувствовать своими руками то, что они изучают в теории. В результате прибор надолго притягивает внимание детей и делает гораздо более увлекательной работу над проектами (Ольга более 20 лет использует проектный подход в своей практике).
Анатолий Лаврентьев (МОУ «Лицей №2» г. Чебоксары) – участник Школьной Лиги РОСНАНО. Во многом он соглашается с Ольгой. Однако для него Наноэдьюкатор – это еще и возможность расширения своего авторитета в регионе. Другие школы могут присылать к нему своих учащихся для факультативных занятий и преподавателей для повышения квалификации. Анатолий отмечает важную инфраструктурную роль Школьной лиги – это площадка для регулярного обмена опытом, это постоянная «подпитка» новыми методическими материалами.
http://newstube.ru/media/za-neznanie-nanodisciplin-dvojki-ne-stavyat
Интервью с Анатолием Лаврентьевым и Ольгой Бобовой на конференции «Образование для нанотехнологий», 25-27 мая 2011.
Ирина и Михаил Просекины (МОУ лицей №2 г.Иркутска, Иркутский госуниверситет) совмещают работу в школе с научной работой в университете. Они говорят о том, что их работа по «взрослым» грантам имеет два важных организационных эффекта для их работы со школьниками. Во-первых, задается некий стандарт качества, их обязательства в ВУЗе дисциплинируют и позволяют «правильно» готовить школьников к их будущей научной работе (100% выпускников лицея поступают в ВУЗы, около 20% идут в науку). Во-вторых, в университете есть много студентов и аспирантов, которых при определенных условиях можно также привлекать к работе со школьниками. Это дает мощное «плечо» усиливающее возможности преподавателей.
Много теплых слов Ирина и Михаил высказали в адрес Интернет-Олимпиады по нанотехнологиям. Этой весной они привозили на очный тур целую команду, лучший результат – 13е место в общем зачете (3е место, если считать только физику и математику – предметы, на которых специализируется лицей). Все проекты для Олимпиады были сделаны с использованием Наноэдьюкаторов. В приложении лабораторная работа Ирины Просекиной с соавторами, победившая в конкурсе «Практикум СЗМ» компании НТ-МДТ в номинации лучшая работа для выполнения школьниками. На конференции мне подарили книжку, сборник проектных работ учеников Лицея, доложенных в начале мая 2011. Там 10 работ и все очень высокого уровня.
http://video.yandex.ru/users/panarin-igpanarin/view/128/
Интервью с Ириной и Михаилом Просекиными на конференции «Образование для сферы нанотехнологий», 25-27 мая 2011.
Сергей Юдаков (МОУ лицей №14 г. Тамбов) весьма жестко и эмоционально оппонировал выступающим с пленарными докладами. В своей речи в рамках открытой дискуссии, а затем и в интервью он обозначил главные «болевые точки» обсуждаемых государственных программ:
1. Учителям надо доплачивать за их работу по внедрению новых подходов. Сейчас у учителя нет резона тратить дополнительные силы и время на новые приборы или новые методики: он может заниматься репетиторством и зарабатывать этим на жизнь (предполагается, что одной зарплатой прожить трудно). Соответственно, если государство заинтересовано в вовлечении активных преподавателей в новые формы образования, оно должно дать не только оборудование, но и материальные стимулы.
2. Должна быть проведена системная работа по созданию единых методик преподавания для новых программ. Нет смысла рассказывать о нанотехнологиях в младших классах. Кто-то один может это сделать успешно, но это нельзя рекомендовать для всех. Аналогично, чтобы старшеклассники смогли осознано понять устройство СЗМ, они должны знать большую часть всего школьного курса физики. В качестве примера см. в приложеннии разработанную Ингой Гридиной (Лицей авиационного профиля № 135 г.о. Самара) схему встраивания отдельных блоков работы с СЗМ в программу курса физики 9-11 классов.
После проведенных на конференции практических занятий с новыми образцами учебных приборов Сергей предложил передать имеющиеся у него приборы первого поколения в другие школы Тамбова (он готов обеспечить их всей необходимой поддержкой), а ему поставить новые приборы. Т.е. проблемы проблемами, их надо решать, а интерес к новой технике есть, и желание развивать накопленный опыт тоже есть.
Анастасия Матятина (ГОУ Лицей №1511 при МИФИ, участник Школьной Лиги РОСНАНО) работает с Наноэдьюкаторами уже больше 2х лет. В приложении 6 проектов, выполненных ее питомцами. Анастасия отмечает важную роль вузовских преподавателей в проектной работе школьников. Именно преподаватели и научные сотрудники ВУЗа (особенно такого специализированного как МИФИ) могут придать проектам прикладной ракурс. Хочется обратить внимание, что в работах учеников Анастасии на удивление четко формулируется ответ на вопрос – «Зачем?». Т.е. дети с самого начала привыкают иметь дело с инструментом, который интересен не сам по себе, а тем, что он позволяет измерить какой-то практически важный объект.
http://newstube.ru/media/dlya-nanopremudrostej-naznachat-dopolnitel-noe-vremya
Интервью с Сергеем Юдаковым и Анастасией Матятиной на конференции «Образование для сферы нанотехнологий», 25-27 мая 2011.
Подводя итог. Практически все участники школьной секции говорили о пользе и взаимном усилении двух проектов: участники Школьной Лиги РОСНАНО спрашивали, как им получить Наноэдьюкаторы, обладатели Наноэдьюкаторов спрашивали, как им попасть в Школьную Лигу. Нет сомнений, что этот успешный опыт можно и нужно масштабировать. Причем участие Информационно-аналитического центра Департамента образования г.Москвы подсказало еще одно направление для развития – центры дополнительного образования. В советское время во дворцах пионеров в кружках и секциях занималось огромное количество школьников. Сейчас это движение во многих местах возрождается и это отличный путь для привлечения детей к проектной научной деятельности.
Все без исключения говорили о необходимости обмениваться опытом. В НОР уже есть предложение провести следующую конференцию «Образование для сферы нанотехнологий» в Алтайском крае. Но это будет только через год, участники этой конференции были единодушны в том, что встречаться надо чаще – 2-3 раза в год.