Расширение масштабов многоуровневой (многоступенчатой) подготовки кадров - одна из важнейших задач современной высшей школы на ближайшие годы. Подтверждением того, что многоступенчатая структура всей системы образования, включая высшую школу, может характеризоваться как базовая и широко распространенная в международном масштабе, может служить пересмотренная и обновленная "Международная стандартная классификация образования (МСКО)", утвержденная 29 сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1997 г. (впервые принятая в 1975 г.).
За основу новой структуры высшего образования взята многоступенчатая система США, которая в процессе своего развития вобрала в себя лучший мировой опыт, трансформировала его применительно к своим социально-экономическим условиям и стала эталоном, к достижению которого стремятся теперь страны Западной Европы и Япония.
Для России эта система представляет несомненный интерес, позволяя в силу своей гибкости обеспечить быструю адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Многоуровневая подготовка высококвалифицированных специалистов была введена на кафедре СМИиК семь лет назад, когда мы одними из первых в университете получили лицензию на право внедрения новой системы образования.
Бакалавриат – первый этап в соответствии с новой многоуровневой системой, на котором студенты в течение четырех лет получают базовое высшее техническое образование по направлению 270100.62 Строительство, по профилям:
– 270106.62-07 Производство строительных материалов, изделий и конструкций (Технология, экономика и организация производства строительных материалов, изделий и конструкций);
– 270106.62-09 Наносистемы в строительном материаловедении.
В учебных планах бакалавриата предусматривается комплексы гуманитарных и социально-экономических, естественно-научных и общетехнических предметов, проведение практик учебной, производственной, преддипломной на ведущих предприятиях промышленности строительных материалов.
Обучение в бакалавриате завершается защитой выпускных квалификационных работ. Положительно аттестованным студентам присваивается академическая степень бакалавра и выдается соответствующий диплом.
Защита выпускных квалификационных работ бакалавров
Бакалавры пользуются преимущественным правом продолжить свое образование в специалитете и магистратуре. Выпускники бакалавриата могут претендовать на инженерные должности на предприятиях, в проектных организациях, коммерческих структурах строительной индустрии.
Магистратура – следующая ступень высшего технического образования. Подготовка магистров на кафедре СМИиК ведется по направлению 270100.68 – Строительство по двум магистерским программам:
– 270108.68 Технология строительных материалов, изделий и конструкций;
– 270108.68 НСМ Наносистемы в строительном материаловедении.
Обучение в магистратуре продолжается два года. В учебных планах магистратуры представлены дисциплины гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного, общетехнического и специального циклов. Кроме того, в процессе обучения магистров предполагается значительный объем научно-исследовательской работы и проведения научно-педагогической, и научно-исследовательской и опытно конструкторской практик.
После выполнения в полном объеме образовательной профессиональной программы студенты проходят итоговую аттестацию и защищают магистерские диссертации. Студентам (магистрантам), успешно защитившим диссертации, присваивается (магистерская) академическая степень по направлению «Строительство» и выдается диплом магистра.
Диплом магистра позволяет выпускникам претендовать не только на инженерные должности на предприятиях строительной индустрии, но и заняться научной или научно-педагогической деятельностью, поступить для дальнейшего обучения в аспирантуру.
Зачисление бакалавров и магистров на обучение осуществляется в индивидуальном порядке по результатам вступительных экзаменов на бюджетную и платную форму обучения.
В настоящее время на кафедре СМИиК 40 студентов проходят обучение в бакалавриате а, и 19 – в магистратуре. В процессе их подготовки большое внимание уделяется приобретению навыков научных исследований. Все выпускные квалификационные работы бакалавров имеют элементы научно-исследовательской работы.
Многие выпускные диссертационные работы магистров становятся серьезным заделом для выполнения квалификационных работ на соискание степени кандидата технических наук в аспирантуре.