Ровно 50 лет назад космический корабль «Восток» совершил первый полет с человеком на борту, космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Без сомнения, это событие стало одним из самых значимых в истории человечества XX века.
По условиям Версальского мирного договора 1919 года Германии запрещалось развивать традиционные виды вооружения. Перед началом, и во время II мировой войны значительные усилия были сосредоточены в области создания ракетной техники. Всего было проведено несколько сотен пусков ракет A4 (V-2), которые несли скорее психологическое воздействие. В СССР военных времен интерес к ракетной технике был связан в первую очередь с неуправляемыми реактивными снарядами («Катюша»). Только в самом конце войны военные специалисты получили отрывочные сведения о немецких разработках. Некоторое оборудование, чертежи и приборы вывезли с территории Германии при том, что большая их часть досталась американцам.
Советская ракетная программа изначально развивалась для создания средств доставки ядерной боеголовки на территорию вероятного противника. Фактический руководитель программы, Сергей Павлович Королев, на базе немецкий разработок спроектировал ракеты Р1,Р2,Р5 и наконец Р7 (8К72), в 1957 году доставившую первый спутник на околоземную орбиту.
Руководство СССР вначале не очень серьезно отнеслось к возможности освоения космоса. С другой стороны, американцы очень болезненно восприняли факт того, что над их головами в любой момент может оказаться вражеский объект. Значительные силы были брошены правительством для того, чтобы обогнать Советский Союз. И у нас вскоре быстро поняли, какой серьезный появился пропагандистский ресурс. Следующим шагом должен был стать полет человека в околоземное пространство. Космическая гонка «кто будет первым» набирала обороты.
Специалисты быстро осознали, что ракеты на кислород-керосиновом топливе не представляют ценности в качестве вооружения. Однако для мирного освоения космического пространства они подходили. Для решения задачи полета человека были приложены титанические усилия всего государства. Достраивались площадки на космодроме «Байконур» (в то время НИИП-5 МО СССР). Дорабатывались двигатели, системы управления, корабль «Восток», тренировались космонавты первого отряда. Сотни тысяч людей были вовлечены в космическую программу, которая при этом оставалась полностью секретной.
Короткий полет Гагарина продемонстрировал всему миру, что всего через 15 лет после опустошительной войны советский народ сумел довести состояние науки и промышленности до уровня, которого не было доселе. В этом равная заслуга как руководителей государства, не жалевших средств и политического напора, руководителей космической программы, сумевших собрать вокруг себя министерства, предприятия, специалистов по всей стране, и отдельных инженеров, рабочих, строителей, ученых, делавших общее дело.
В качестве ответа на успехи СССР в освоении космоса США выдвинули и осуществили национальную идею – отправить человека на Луну. Программа «Аполлон» также потребовала концентрации интеллектуального потенциала и средств всей страны. Лунную гонку американцы выиграли – наша программа «Н1-Л3» была закрыта в 1976 году из-за серии неудачных запусков тяжелой ракеты-носителя. Отчасти это произошло из-за стратегических ошибок проектирования, отчасти из-за слабости элементной базы (в первую очередь по бортовым ЭВМ).
Дальнейшее развитие космической программы СССР шло по пути создания долговременных орбитальных станций (Салют), постоянной орбитальной станции (Мир), автоматических межпланетных аппаратов. В ответ на программу «Спейс-Шаттл» была разработана уникальная ракетная система «Энергия-Буран». В годы расцвета на космическую программу Советского Союза работало более миллиона военных и гражданских специалистов (а с семьями и обслуживающим персоналом – до 10 миллионов человек), сотни министерств и тысячи институтов, заводов и предприятий. Она потребляла существенные ресурсы государства, и не удивительно, что с распадом СССР была практически свернута. Несмотря на то, что существенная часть разработок была заброшена и утрачена, сегодня Российская космонавтика по-прежнему лидирует на мировой арене. Корабли «Союз» являются единственным средством доставки космонавтов к международной космической станции в связи с прекращением полетов Шаттлов. Ракеты-носители «Протон», «Днепр» и «Зенит» успешно применяются для вывода легких и тяжелых коммерческих спутников на различные орбиты.
Многие задаются вопросом, а зачем нужно было тратить такие деньги на космос в стране, где у людей было только минимально необходимое для жизни? Какую практическую пользу дало освоение космоса?
Несомненно, космонавтика, наряду с разработкой ядерного и неядерного вооружений, подводных лодок, авиации и электроники считается наиболее технически сложной и наукоемкой. Необходимость «впервые в мире» реализовать то, о чем вчера и не мечтали, решить проблемы создания систем и комплексов, построить уникальные испытательные стенды, спроектировать и рассчитать миллионы деталей и устройств поставила перед наукой и промышленностью новые, грандиозные задачи. Начало космической эры подтолкнуло разработки в фундаментальной и прикладной областях машиностроения, материаловедение, химии, математики, механики, электроники. Эти разработки нашли свое применение и в других сферах деятельности человечества, в том числе и в быту. Несомненна роль современных космических систем в разведке, навигации, мониторинга и предсказания погоды, связи.
108 минут полета первого космонавта Земли изменили этот мир.
Читателям «Нанометра» мы представляем эксклюзивный видеофоторепортаж из города и космодрома «Байконур» о событиях вокруг запуска пилотируемого корабля «Союз ТМА-21» 05 апреля 2011 года.