Ниже приведен небольшой фоторепортаж и решения круглого стола по образованию в сфере нанотехнологий IV Всероссийской конференции по наноматериалам (г.Москва), а также свободное обсуждение темы на круглом столе о проектной деятельности школьников на V Интернет - олимпиаде. Эти два круглых стола состоялись примерно с двухнедельным разрывом в ИМЕТ РАН (г.Москва) и имели взаимодополняющие разноуровневые обсуждения одной и той же проблемы. Авто видеофайлов - А.А.Семенова (ФНМ МГУ).
Обсуждение проблем образования происходит постоянно, на разных уровнях и, как правило, громко, поскольку дело касается одной из самых важных социальных областей. В то же время, реальных дел со знаком плюс в этой области совершено не так много, особенно сложно правильно планировать развитие такой непростой области, как образование в сфере нанотехнологий, где возникает всегда очень много идеологических, технических и прочих вопросов. Обсуждению данных проблем был посвящен круглый стол на IV Всероссийской конференции по наноматериалам, где были высказаны две основные точки зрения - Министерства Образования и Науки РФ (докладчик А.А.Малахов, доклад о формировании инфраструктуры наноиндустрии) и РОСНАНО (докладчик Наталья Яблонскене, доклад об образовательных инициативах РОСНАНО), было также обсуждено направление "маршрутного образования" (К.П.Алексеев). К основным выводам первого круглого стола в рамках "наноконференции" решено отнести следующее:
- Одобрить методические и организационные подходы к созданию системы подготовки кадров для наноиндустрии и учебно-методических и информационно-аналитических ресурсов этой системы, реализованные в рамках федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2011 годы».
- Рекомендовать научно-педагогической общественности шире использовать возможность практического использования современных образовательных ресурсов, создаваемых ведущими университетами в рамках реализации Президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии» и федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2011 годы».
- В целях повышения эффективности системы подготовки кадров для наноиндустрии необходимо осуществлять постоянную работу по актуализации учебно-методических ресурсов и их адаптации к средствам обучения на основе современных информационных технологий.
- Рекомендовать ГК «РОСНАНОТЕХ» активизировать взаимодействие с Минобрнауки по проблемам подготовки кадров для наноиндустрии.
Второй круглый стол не был формальным мероприятием и состоялся в свободном обсуждении того, что прошло на "наноолимпиаде", а также какой практический опыт можно было бы передать друг другу, при этом пару слов сказали и сами участники. Наверное, результаты второго обсуждения в свободной форме можно было бы сформулировать следующим образом: и проектная деятельность школьников, и олимпиадное движение взаимодополняют друг друга и, скорее всего, одинаково важны как для поиска талантов, так и и просто для профориентации, хотя ни тем, ни другим не стоит увлекаться сверх здравого смысла. Развитие творческих способностей молодого поколения, особенно в условиях странных реформ и новых законов, является чрезвычайно востребованным, однако требует профессионального подхода, который просто обязан сочетаться с глубокими знаниями и большим энтузиазмом "научных кураторов". Было бы желательно иметь для этого движения государственную поддержку, но она никогда не заменит тех сподвижников, которые являются центрами притяжения, формируя небольшие группы, будущее которых определяется необходимостью сохранить высококвалифицированные кадры как для наноиндустрии, так и вообще для науки и высоких технологий. Остальное можно посмотреть и послушать ниже, в приведенных материалах...
yabl.pdf (680.35 Кб.) Презентация РОСНАНО о достижениях и планах в развитии образования в сфере нанотехнологий (НАНО - 2011) | |