Современное общество развивается так стремительно, что существующие организационные формы научной деятельности не в состоянии обеспечить очередной технологический прорыв. С появлением Интернета ученые всего мира обрели единое информационное пространство, которое можно успешно использовать для решения необходимых задач.
Компания Innocentive является интернет-проектом ведущей американской фармацевтической компании Eli Lilly. Основным направлением деятельности компании является размещение на сайте www.InnoCentive.com научно-исследовательских проблем химического и биологического профиля, которые стоят перед компаниями-заказчиками. Предложившие такое решение ученые получают денежное вознаграждение. Всего таких умельцев насчитывается 250,000 по всему земному шару.
Первая задача появилась на сайте Innocentive еще в 2001 году. Решение появилось через несколько дней. Его предложил казахский ученый. С тех пор круг задач и число участвующих в глобальном поиске компаний значительно выросло. Среди "ищущих" - известные бренды "PROCTER AND GAMBLЕ", "ELI LILLY", "DOW CHEMICAL", "HENKEL", "BASF". Согласно принятым правилам компания рассматривает предложенное решение участника и платит за ее успешное выполнение. Исполнитель заключает специальный договор с заказчиком. В нем отражаются условия конфиденциальности и передачи прав интеллектуальной собственности. Только после заключения такого договора и начинается сотрудничество. Со своей стороны научная группа центра "InnoCentive" предварительно отвечает на все вопросы потенциального исполнителя и обеспечивает передачу решений в адрес компании-заказчика.
"Я рад, что воспользовался такой возможностью. Помимо полученного гонорара я пополнил свое резюме еще одним пунктом", - делится впечатлениями один из участников проекта Ахмед. Участие в проектах Innocentive показало умение мыслить нестандартно, творчески. По большому счету то, что ценят многие работодатели. С Ахмедом соглашается исполнительный директор Центра открытых инноваций Генри Чесбраф: "Даже те участники, которые не одержали победу, составили себе репутацию эксперта, привлекательного для потенциального работодателя".
Одновременно на сайте Innocentive можно поучаствовать в решении 40 задач из самых разных областей знаний, в основном биохимического и медицинского профиля.
Что требуется для того, чтобы стать успешным в проекте Innocentive? Некоторые утверждают, что важен исследовательский опыт, а также междисциплинарный подход: "В тех областях, где не являешься гуру, начинаешь мыслить нестандартным образом. Ты не ограничен ничем в совершенно новой для тебя области...", "...самым важным в такого рода проектах является аналитический склад ума. Вторым по важности следует отнюдь не квалификация, не знание и не мастерство. Это воображение!" - мнения участников проекта.
По материалам сайта Nature.com, Innocentive.com
P.S. Заставка на сайте Innocentive невольно напоминает иллюстрацию к пресловутой "утечке мозгов". Ведь отныне они могут покинуть страну и по Интернету.