При этом особый интерес представляет исследование течения жидкости в таких узких капиллярах, в которых "перекрываются" двойные электрические слои. Как это скажется на проводимости и подвижности ионов в растворе? Для ответа на этот вопрос коллектив американских ученых собрал устройство (рис.1), в котором размер "гидрофильных" наноканалов составил 2 нм (из расчета, что концентрация ионов в растворе составляет 100 мМ, что характерно для физиологических растворов).
Для начала авторы статьи измерили проводимость растворов в зависимости от концентрации ионов (рис.2). Анализируя полученные зависимости, можно выделить два участка: ниже концентрации 10-3 М на графике наблюдается плато, причем проводимости различных растворов (KCl, NaCl и HCl) практически одинаковы и близки к проводимости деионизированной воды. При более высоких концентрациях можно наблюдать линейный рост проводимости, близкий к наблюдаемому в объемных жидкостях. Иными словами, при низких концентрациях проводимость в основном контролируется поверхностным зарядом, в то время как при более высоких концентрациях определяющим фактором становится концентрация ионов в растворе.
Затем исследователи измерили подвижности катионов в нанокапиллярах и сравнили ее с таковой в объемных жидкостях (рис.3). Выяснилось, что в зависимости от концентрации подвижность ионов в нанокапиллярах выше в 3,5-4 раза по сравнению с объемными жидкостями. Исследователи объясняют это тем, что в 1-нм слое вблизи поверхности кремния вода более "структурирована", чем в объеме, поэтому перескоки протонов от одной молекулы воды к другой (механизм Гротгуса) протекают быстрее. Что же касается ионов калия и натрия, то авторы статьи не пришли к единственно правильному объяснению. Одним из предложенных объяснений является возможное отсутствие гидратной оболочки у ионов, что увеличивает подвижность ионов, однако это предположение не объясняет изменение подвижности ионов во всех диапазонах концентраций {Прим. ред.: ... и выглядит странным с точки зрения нормального химика}.