Он знает закон Ома, но может не связывать его с электрическим чайником, кипящим на кухне. - это вообще атас...
А дальше я вообще выпал в осадок: – Ну ок, вот приходит ученик на первый урок. Он про что будет слушать? – Про нанотехнологии. – Про что конкретно? – Например, про наномиры, а это очень красиво, поверьте. А потом и про нанотехнологии.
– А школы, которые вы отобрали, получат дополнительное финансирование от вас? – Нет, но для них польза будет в возможности присылать на учебу учителей и получать методические пособия и учебники бесплатно, получать консультации. Речь не о зарплате учителей, а о массовых мероприятиях содержательного и методического плана, которые помогут преподавателям разобраться с содержанием курса.
А смысл тогда всю эту заварушку устраивать, опять на альтруизм российских школ и учителей надеются?!
Внизу страницы голосование: Надо или нет включать предмет «Введение в нанотехнологии» в школьную программу?
Угадайте, какой самый популярный ответ?!
Правильно, Чубайса самого надо в школу отправить
Внедрение курса нано в школы не является прямой, главной и уж тем более конечной целью Лиги. Важной же задачей Лиги как раз и является переосмысление естественно-научного блока образования с учетом развития современной науки в целом, а не отдельно нано.
Уважаемый г-н Галиев, почему "переосмыслением естественно-научного блока образования с учетом развития современной науки в целом" должны заниматься учителя школ лиги Роснано и, похоже, бесплатно. Ведь пока существуют Российская академия образования (РАО) и даже РАН. Именно эти организации рекомендуют новые учебники и стандарты образования. Другое дело, использовать опыт преподавания лучших учителей. Озадачивать этих учителей "переосмыслением ..." - значит отнимать у них время и снижать эффективность их работы.
Константин Юрьевич, во многом согласен. Но Лига не собирается отнимать хлеб РАО и РАН, наоборот, заинтересовано в сотрудничестве. Ваша школа тоже в составе Лиги, и, наверно, может подробно рассказать о небольших, но в целом, положительных функциях Лиги.
A что такое
"Надо ребенка учить не только физике, химии, биологии и т.д., а культурным способам анализа и преобразования окружающей среды." ?
Есть видимо ещё некультурные способы анализа и преобразования...
"Например, в курсе физике (или биологии) могут рассматриваться наносистемы и наноустройства, такие, как «наношприц», который может протыкать клеточные стенки и впрыскивать жидкости внутрь, при этом клеточная мембрана при взаимодействии с нанотрубкой не деформируется, и другое. Это и есть нанотехнологии в нашей повседневной жизни."
Класс. Ежедневно протыкаю наношприцем клеточную стенку при этом (!) не повреждая мембрану клетки. Мдя...
"Твердо убеждена, что некоторые процессы надо подавать на междисциплинарном уровне."
Ну, слава Богу. Наконец-то. Вот только в чём незадача получается: в старой советской школе (образца 1987 - 2000 годов) именно такой подход и был. И его зачем-то поломали.
"явлениях, связанных с внутриклеточным строением"
А это вообще цитология. В школьной программе, кстати, есть (или уже была?)
"Возьмем, например, современное фармацевтическое производство, основанное на бионанотехологиях."
Это расфасовка-то? Поинтересуйтесь, откуда приходит сырьё для препаратов и как его делают.
"– Мы начинаем с четвертого–пятого класса. До младших классов, а тем более до детского сада, мы пока не добрались. Но ведь проект только в начале пути."
Ой. Караул. ПОКА ещё не добрались до младших классов, но это только начало.
Я, конечно, дико извиняюсь, но кто из всего этого департамента преподавал в школе в последние 5 лет?
Корчеватель - талантливая вещь, созданная студентами MIT и даже с радостью опубликованная в переводе в ВАК-овском журнале (такой хорошей публикации как раз хватает для защиты...)
А то что написано РосНано - бред, при том юридически стерильный:
"Лига школ Роснано создается как сетевая организация, целью которой является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования."
Если что - они просто продвигают идеи, направленные на то, на се.
Я просто к чему - если случится так, что уже назреет "бунт бессмысленный и беспощадный" - не забудьте про Роснано!
Я вот заметил, что на сайте стало всё больше публиковаться острых тем. Такое ощущение, тем самым наращивается рейтинг нанометра! Гы гы гы! Формируется политическое движение "Нанометр"!
Зачем же так, сурово. Может быть слова и страшные написаны, но действия
вполне простые и правильные. В том числе, например привлечение школьников к
участию в 5й Олимпиаде. Если забыли, мы все сейчас сидим на этом сайте.
просто учить никому не интересно, а вот с огоньком да по инновационным программам с медиакурсами - совсем другое дело.
долой старого учителя с его унылыми книжками и пачкающимся мелом!
даешь нового Учителя, инновационного, нанокультурного, с айпадом и сетевым мышлением!
...действия вполне простые и правильные. В том числе, например привлечение школьников..."
Не в том ли причина стабильности "всех бед", что кто-то еще работает за энтузиазм, а кто-то совсем другой перераспределяет и осваивает под это денежные потоки
Почему бы не платить в РосНано зарплату исключительно ваучерами? Ваучерами под дивиденты с их с исключительно прибыльных будущих проектов.
(Риторический вопрос впрочем - в глазах РосНано исключительно "Божья роса" -см. выше )
за 3.5 года учебы в ВУЗе пришел к выводу, что если мои знания со школьной скамьи и не уничтожились, так уж точно сильно дискретизировались .
По-моему, некоторым преподавателям ВУЗов стоит самим пройти повторный курс хотя бы высшего образования. Будем надеяться, что на момент их зачисления в альма матер они обладали хоть какими-то знаниями
Еще один вывод по моему университетскому образованию: после 1-2 курса в ВУЗе все серьезные предметы и компетентные преподаватели закончились. Осталась одна приятная вещь: обед в столовой. Лекции, извините, говорю как есть, .
надеюсь, в России ситуация лучше... по крайней мере, имеется оборудование, есть на чем учить. у нас же, ин-те радиоэлектроники сегодня даже не хватило стульев в компьютерном классе пришлось стоять до защиты лабы а потом нас просто выгнали за неимением посадочных мест...
Ну что опять за вакханалия лазания в чужой кошелек? Определите сначала? что такое
счастье
распил
правильное финансирование
хорошее образование,
а потом и рассуждайте причинно - логично...
В школе изучают много предметов (математика, физика, химия и т.д.) и поэтому с давних пор говорят о необходимости т.н. межпредметных связей , т.е. примеров, которые иллюстрируют, например, использование законов физики в химии и т.п. Не вижу никакого криминала в том, что некоторые примеры из нанотехнологий тоже могли бы играть роль неких межпредметных связей в школе. Однако, как и всякое дело, внедрять "НАНЫ" в школы надо "с умом", а не "по команде", как у нас принято.
задачи школы - 1. дать необходимый минимум; 2. воспитать полноценного гражданина; 3. подготовить к поступлению в вуз (необязательная)
всё остальное - это дополнительное образование.
к какому пункту относится "про наномиры, а это очень красиво, поверьте"?
что дети из этого узнают? да и междисциплинарность нанотехнологий сильно преувеличена.
--- В школе изучают много предметов (математика, физика, химия и т.д.) и поэтому с давних пор говорят о необходимости т.н. межпредметных связей , т.е. примеров, которые иллюстрируют, например, использование законов физики в химии и т.п.
---
Константин Юрьевич, открою жутко секретную тайну: они давно есть. То есть были, до тотальной перетасовки программ. Для расчётов по генетике (11 класс) была нужна математика. Понятия гальванический элемент и электролиз проходились и в физике и в химии. Фотосинтез (биология) невозможен для понимания без органики (химия). рН нельзя рассчитать без основ знания, что такое логарифм и так далее без счёта.
Александр Ринатович, конечно, нужно ВОССТАНОВИТЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ (без упоминания о которых в советское время не проходили ни одни курсы повышения квалификации учителей), как об этом и говорит Константин Юрьевич.
в интервью не идет речь о межпредметных связях. откуда Вы это взяли?
Он знает закон Ома, но может не связывать его с электрическим чайником, кипящим на кухне.
где тут межпредметность? тут мы имеем одно из двух:
1. ученика "с гуманитарным складом ума" - нанотехнологиями не лечится.
2. плохого учителя физики - нанотехнологиями не лечится.
правда, мудрая тётя вполне может и не знать, что кипящий чайник связан с законом Джоуля-Ленца. who cares?
Константин Юрьевич, Вы пытаетесь в бреде найти рациональное зерно. оно того не стоит.
Ну, "междисциплинарные связи" в дискуссии возникли в противовес "дискретности знаний"
Но, по счастью, интерес к нанотехнологиям у детей пока не уничтожен.
Приятно отметить , что в конкурсе "Nanotechnology at Home" успешно выступили и российские школьники, победившие в двух номинациях из трех , правда победители в третьей - ребята из Караганды (Казахстана, бывшей республики СССР). А работы на конкурс принимали на английском языке (т.е. помимо естественнонаучных предметов, ребята хорошо знают и гуманитарные...)
Знаете, мне кажется, что если Фурсенко по центральному ТВ выступит и скажет: "я про...бал всю систему образования в этой стране!"- именно так и скажет - "я ухожу",- то возможно за это его станут уважать и не будут закидывать тухлыми яицами и томатами, как это частенько делают. А то получается, как реформировать мы все готовы, а как отвечать, так некому...
Я вот стараюсь связать в отдельно взятой школе химию, физику, чуть-чуть биологии и математику в единое целое, но результаты прямо скажем не очень веселые, да школьники что-то понимают, но этого решительно недостаточно для понимания нанотехнологий во всём их многообразии...
----------------- Константин Юрьевич, Вы пытаетесь в бреде найти рациональное зерно. оно того не стоит.
-----------------
Мне кажется, что некоторые хотят в этом "бреде" найти повод для политических баталий. Неужели Вы думаете, что эти антиРОСНАНОвские разговоры на сайте смогут что-нибудь изменить? Хотите всё-таки изменить? Но в какую сторону? ....
А, может быть, просто написать какие-нибудь тексты или обзоры, которые интересно будет читать школьникам и учителям, выступить с лекциями в какой-нибудь школе, как регулярно делает, например, Е.А. Гудилин? Почти уверен, что после этого желание уличить РОСНАНО в чём-то незаконном сначала притупится, а потом, может, и исчезнет навсегда. Однако возможны варианты...
я уличаю не Роснано, а конкретное бредовое интервью. где я что-то про Роснано написал?
наоборот, даю Роснано (правда, сомневаюсь, что оно сюда смотрит) понять, что некоторые сотрудники кушают много, да не в коня корм.
просто написать какие-нибудь тексты
только этим и занимаюсь.
поэтому бесят бездарности, которые вдруг стали образовательными светочами.
или мне соглашаться положено? я своё мнение стараюсь аргументировать четко сформулированными доводами и примерами. в отличие от тёти с наномирами и успокоительным наношприцем и от Вас, придумавшим мне некие качества, которых я у себя не наблюдаю.
ну что Вы. лучше расскажите, чего хочет эта тётя, если её Вы понимаете.
сама она "пока на таком уроке не была" и считает, что "знание о мире у ребенка дискретно", потому что чайник кипит по закону Ома.
никаких доказательств этой дискретности не приведено. были какие-то исследования? у меня не было дискретности. и у моих одноклассников. каждый мог объяснить, почему кипит электрочайник, почему сохнет бельё или как работает холодильник и т.п. это было написано у учебнике, который тётя не читала, но мнение имеет.
она сама противопоставляет свой проект классической школьной программе, в которой видит причину низкого качества образования. её никто за язык не тянул.
как же так - раньше этого было достаточно, а теперь она плохая?
а может, проблема вот в таких тётях, которым внезапно дали порулить?
------------------ лучше расскажите, чего хочет эта тётя, если её Вы понимаете.
------------------
"эта тётя" хочет изложить свой взгляд и имеет на то полное право. Мы можем придерживаться других взглядов и выступать против её мнения, но называть её "тётей" многие из нас не могут. Неужели у неё так много племянников!
А я РосНано критикую просто потому, что мне хватило ваучеров, и я считаю, что будет очень плохо, если у кого-то возникнут наивные оптимистичные заблуждения про бред выше.
--- А, может быть, просто написать какие-нибудь тексты или обзоры, которые интересно будет читать школьникам и учителям, выступить с лекциями в какой-нибудь школе, как регулярно делает, например, Е.А. Гудилин? Почти уверен, что после этого желание уличить РОСНАНО в чём-то незаконном сначала притупится, а потом, может, и исчезнет навсегда.
---
Константин Юрьевич, очень сильно раздражает, когда реформировать образование (причём сразу и глобально) лезет непонятно кто. Причём этот "кто" c ходу выдаёт ТАКИЕ ЛЯПЫ. Особенно обидно, что как на примере Гудилина, ты можешь прочитать от силы пару-тройку лекций в неделю. А реформаторы навнедряют программ сверху и их примут к исполнению сразу во всех школах.
Как известно, против лома нет приёма. И все твои потуги улучшить ситуацию в образовании пришлёпывают походя и особо не напрягаясь.
Вот Вам пример простейшей задачки. Типа междисциплинарной, но без нано.
Напряжение в автомобильном аккумуляторе 12В. Ёмкость - 70 А*ч. Теплота сгорания ДТ - 42,6 МДж/кг. Плотность ДТ - 0,8 г/см3
Какому объёму ДТ эквивалентен полностью заряженный аккумулятор?
Ради эксперимента дайте это порешать школьникам. Когда я попробовал дать это своим, то результат меня неприятно поразил.
Боюсь, что вся эта болтовня о "дискретности" знаний школьников в области естественных наук только кажется безобидной. Дабы не утомлять бедных школьников отдельно взятыми физикой, биологией химией и математикой, а заодно победить дискретность их знаний, в будущем вполне возможно объединение всех этих предметов в единый предмет - естествознание, заодно освободятся часы для религии и патриотического воспитания. Так-то.
между прочим, если не будет выпускников школ, хотя бы таких, как сейчас, то там некого будет учить. всякие там университеты можно будет упразднить лет через пять.
См. предложения по НЛП и гипнообучение. В здоровом теле - здоровый дух, далее - высокие технологии, то
есть инновационные технологии обучения. Как в "Матрице"? к тому и идем.
Александр Ринатович, это не междисциплинарная задача в широком смысле, она в
пределах электро-, термодинамики. Ну а физиологии... комменты излишни.
Павел Юрьевич, в ВУЗе,в отличии от школы, каждый берет, то, что ему нужно.
И т.д.
Межпредметные взяты не из интервью. Из выдержки Лиги.
О межпредметных в нормальном смысле. Обращали внимание на строение атома по
физике 11 (10) класс - боровская теория(!). В то же время, химия - орбитали -
квантовая теория. {пример}
Обращали внимание на строение атома по физике 11 (10) класс - боровская теория(!). В то же время, химия - орбитали - квантовая теория.
во-первых, что в этом плохого?
во-вторых, на школьном уровне эти модели не отличаются и не противоречат друг другу.
в-третьих, лично у меня в школе никакой головной боли по этому поводу не было.
в-четвёртых, раздел "строение атома" в школьной физике факультативен, так что пример не показателен.
в-пятых, тут, конечно, школьникам всё разъяснят нанотехнологии.
Ира, ***... у меня других слов просто нет...
я, конечно, подозревал, что всё так будет плохо, но чтобы на столько...
Срочно ищу, куда отправиться, чтобы там плодиться и размножаться...в России мне уже страшно это делать...
Сходите-ка в СУНЦ (я там, как многие знают учился, а теперь пытаюсь преподавать "междисциплинарность"), посмотрите на расписание от 40 до 48 часов в неделю (по 5-8 уроков каждый день) нагрузка плюс к этому ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ спецкурсы...Т.е. люди с 9-00 утра до 19-00 только и делают, что изучают различные предметы, курсы и т.д. с небольшими перерывами на обед! Их просто до 19-00 (ужин) никуда не отпускают...
Азат, мне кажется у вас плоховато со знаниями курса физики, так как формулу m=Vp проходят ещё классе в 7, когда дети и понятия о термодинамике не имеют...
Что качается междисциплинарности, то читайте комментарий выше. Это настоящее междисциплинарное образование.
Ринат, 44 куб.см - ответ ученика из СУНЦа, вроде бы правильно, если считать энергию, как энергию конденсатора, по крайней мере, у меня претензий нет...
Азат Фаатович, что ж Вы бедненький так надрываетесь, физика скоро будет факультативным курсом под названием естествознание, о модели атом можно забыть вообще, знают дети, что электроны вокруг ядра вращаются и хватит с того...
вроде, недавно школу закончили.
да, буквально вчера.
Отличаются, противоречат и не в факульте.
примерно такие же четкие бездоказательные постулаты нам добавили к планетарной модели, чтобы электроны находились в атоме не абы как - и назвали эти места орбиталями. а потом стали рисовать клеточки со стрелочками внутри... и понеслось.
ЛА, а это уже спины, тоже, можно сказать квахимия.
Изучаем историю, дивимся основополагающими экспериментами Резерфорда (и его
экспериментаторов).
А слова - что пыль, в глаза и под ноги.
Вы можете это как угодно называть, никакого противоречия между школьными предметами от этого не появится.
я так понимаю, что Вы, Азат Фаатович, и большинство школьников разумнее Бора и Резерфорда, поэтому без "квахимии" и курса нанотехнологий не обойдётесь.
Так вот, о словах и атомах. Во многих школах уже стоят СЗМ. Во многих без
дела. А как было бы здорово вместо рисунков на последних страницах "физики"
самим попытаться увидеть атомы.
школьные опыты по физике и химии, для которых нужны более-менее оборудованные лаборатории, в миллионы раз полезнее, чем черный ящик, выдающий картинки.
ну, увидели атомы? какая разница, выскочила картинка из прибора или в учебнике напечатана? какое физическое явление или закон демонстрирует сзм?
вот когда в школе мы несколькими разными способами определяли ускорение свободного падения, а потом сравнивали результаты и обсуждали, что нужно сделать для повышения точности, это было забавно.
Согласна со Львом. Изучать наномиры человеку, который не знает, что такое ускорение свободного падения - глупость. А навыки проведения опытов, обработки результатов и расчета погрешностей вполне можно получить и на простых примерах. По-моему, очень поучительный опыт с ускорением свободного падения. Проблема в том, что сейчас в некоторых школах нет простых вольтметров. Зачем им СЗМ???
Маленький комментарий - а что, в этом РОСНАНО виновато? По - моему, никто из них не душил ни физику,
ни химию, ни математику в школе. И вот когда кто - то из РОСНАНО собрался сделать что - то хорошее, на
них (по привычке?) спускают всех собак. Насколько Я знаю, в первую очередь школы хотят подтянуть по
естественным наукам, а потом уже вводить что - то нановское (да и то, если получится). ЧТО в этом
плохого? Они не могут тратиться прямо на школьные предметы, которые курирует МИНОБР, так что если
ХОТЯ БЫ делается то, о чем говориться в интервью - то что же в этом плохого? Думаете, детишкам это
мозги запудрит? Да ни черта подобного! Дай Бог, чтобы в ходе проводимых (не РОСНАНО!) реформ в этих
мозгах в школах осталось хоть что - нибудь естественно - научное. И не держите директоров школ и
учителей за дураков - они найдут, как распорядится тем, что им предлагается, не во вред школьникам. Так
что на интервью нападаете, по сути зря. Ну то есть к словам в основном придираетесь, а суть в том, что все
плохо не из -за этой инициативы департамента РОСНАНО, а совсем по другим причинам. Расстреляйте
меня публично, но я за то, чтобы проект Лига школ удался. Оправдание - хорошие школьники, и цель
оправдывает средства. В текущей ситуации - практически ЛЮБЫЕ СРЕДСТВА. Да простят меня
максималисты, в том числе юные.
--- 44 куб.см - ответ ученика из СУНЦа, вроде бы правильно, если считать энергию, как энергию конденсатора, по крайней мере, у меня претензий нет...
---
А у меня есть... Неверно это.
Азат Фаатович,
Если я скажу в школе, что орбиталь - это стоячая одноэлектронная волновая функция, меня много народу поймёт? Это ещё минимальные кванты. Полновесное решение уравнения Шрёдингера выносит мозг школьника начисто.
Евгений Алексеевич, любая школьная реформа неизменно упрётся в МинЗдрав. Который лимитирует количество часов в неделю. Значит, на введение новых предметов, придётся резать старые. Причём это не должны быть естественные предметы. А насчёт гуманитарных - см ссылку Ирины. Тоже неприкасаемые
Вывод.
В лучшем случае, будет не хуже чем было.
Вероятнее, что станет хуже. Особенно, если за дело возьмутся "специалисты"
Нет, просто в сетке факультативных занятий разная ерунда будет заменена на что - то, возможно, более
интересное. И ПОКА ЕЩЕ все упирается не в Минздрав, а в другое министерство и его идеи.
И не держите директоров школ и учителей за дураков - они найдут, как распорядится тем, что им предлагается, не во вред школьникам.
в условиях выживания вред не устраняется, а минимизируется.
что выбрать - получить грант от роснаны и провести бредовый (безвредный) курс или учить по старинке да бесплатно?
в условиях дефицита средств сомневаюсь, что директора школ будут выступать против основ православной культуры (от сотворения мира до наших дней), уроков патриотизма и красочных наномиров. у них просто нет выбора.
так что, Евгений Алексеевич, Ваш аргумент как-то слабо смотрится.
А никто не заставляет ЧИТАТЬ новый курс взамен старых. Речь идет о внешкольной работе, о контактах с
ВУЗами, о получении книг и пр. Так что что плохого...
анекдот слышали?
построили как-то мост через реку и приставили к нему сторожа.
для оплаты его труда наняли кассира, для отчётности - бухгалтера.
чтоб всё было не просто так - создали ЗАО "МОСТ" и выбрали директора.
директор завёл 2х замов и секретаршу.
но наступил кризис и настало время сократить расходы.
уволили сторожа.
всё идет к тому, что после успешного внедрения "основ православных нанотехнологий" всё остальное можно будет сократить за ненадобностью.
не всё у нас замечательно с преподаванием физики и химии в школе, чтобы плодить над ними мутные курсы. и ладно курсы - а почему не кружки авиамоделирования или шахмат? что развивают в детях нанотехнологии?
--- Нет, просто в сетке факультативных занятий разная ерунда будет заменена на что - то, возможно, более интересное.
---
Евгений Алексеевич, у нас большая часть факультативов превратилась в накачку перед ЦТ (читай, ЕГЭ). Прагматичные школьники идут только на те факультативы, по которым им потом писать ЦТ. Это сразу срежет процентов 70-80 возможных посетителей. Дальше больше. Не верю я в обучение на факультативах.
Уважаемый Александр Ринатович! Вы сами себе противоречите: Сначала вы
пишете: "очень сильно раздражает, когда реформировать образование (причём
сразу и глобально) лезет непонятно кто", затем тут же утверждаете, что "Всю
систему менять надо..."
Если Вы были бы немного повнимательнее, то заметили бы, что РОСНАНО как раз
и доверила задачу реформирования образования тем, кто в этом образовании
более компетентен. Не чиновники от РОСНАНО организовывают Лигу школ, а сами
учителя. И основной целью лиги является не спускание на школьный уровень
ВУЗовских курсов по нанотехнологиям, а, как верно заметил Азат Галиев
"переосмысление естественно-научного блока образования", поскольку только
это может стать нормальной платформой для изучения нанотехнологий в более
зрелом возрасте.
Так что не плодим мы "мутные курсы над преподаванием математики и физики",
а как раз пытаемся сделать более прозрачными именно ту самую математику и
физику.
___
Если Вы были бы немного повнимательнее, то заметили бы
мы там такое уже заметили...
"переосмысление естественно-научного блока образования", поскольку только это может стать нормальной платформой для изучения нанотехнологий в более зрелом возрасте
у школы есть задача готовить нанотехнологов? стране не нужны врачи, учителя, экономисты и т.п.?
школьнику нужна (и не всем) платформа для поступления в вуз, а государству нужно, чтобы школьник был гражданином (не убивал, не воровал, платил налоги и был паинькой).
в чем приоритет нанотехнологий? какова их роль в культуре? чем они лучше модернизационно-инновационного литературного кружка?
по всей стране закрываются кружки и секции, а все озабочены тем, что школьники не смыслят в нано. пир во время чумы.
Л. А., Вы сейчас говорите в стиле: "И это в то время, когда наши луноходы
бороздят
просторы Венеры"
1. Никто и нигде не говорил, что школы должны готовить нанотехнологов (в
скобках замечу, что врачей, экономистов и учителей также готовят не в
школе).
2. Школа - это не платформа для поступления в ВУЗ. У школы есть много иных
задач, и прежде всего дать такие знания, которые позволят человеку
ориентироваться в мире. И пример с чайником - очень показателен. Чайник -
сам по себе, закон Ома - сам по себе. Физика нужна для оценки, для ЕГЭ, для
поступления в ВУЗ - для чего угодно, только не для ремонта чайников. А уж о
том, чтобы соединить в голове два предмета...
Нанотехнологии здесь ни при чем. Но если вы хотите завтра учить студентов,
которые смогут понять принципы NBIC сегодня стоит заняться школьниками.
3. Про закрывающиеся кружки и секции. Я не знаю, какие кружки закрывают.
Возможно, где-то это и так. Замечу только, что в этом-то проекте как раз
речь идет об открытии и кружков в том числе. Беда в том, что механическое
увеличение кружков не помогает - время-то не резиновое. "Драмкружок, кружок
по фото, а еще мне петь охота" сегодня для 11-классника не проходит. Надо
интенсифицировать процесс обучения, строить его по-другому. Что мы и
пытаемся делать. А что делаете вы?
то, что "роснано не виновато", не отменяет бредовость интервью его сотрудника и бредовость сочиненного компьютером текста про Лигу школ на сайте роснано.
роснано не виновато, что им надо тратить деньги на нанотехнологии, а не на физику, химию и математику. возможно, честь им и хвала за поддержку школ, но мне видится лишь оголтелая борьба за гранты, в которой победят те, кто больше нанотехнологий внедрит в школьную программу.
предположим, гранты выделит не Роснано, а РПЦ. я уверен, та же Лига школ с энтузиазмом примется разрабатывать "переосмысление естественно-научного блока образования" на базе русского православия, потому что "только оно способно дать" правильное представление о мире, созданного Господом.
нанотехнологии превратили в фетиш. мне, практикующему нанотехнологу, вполне хватает убогого совкового школьного курса.
И пример с чайником - очень показателен. Чайник - сам по себе, закон Ома - сам по себе.
пример с чайником - это закон Джоуля-Ленца. хотя на примере чайника можно, конечно, и закон Ома, и закон всемирного тяготения, и закон Бойля-Мариотта продемонстрировать.
и сам по себе он только у той тёти из интервью, доктора экономических наук.
позволят человеку ориентироваться в мире
разве что в красивых наномирах.
которые смогут понять принципы NBIC сегодня стоит заняться школьниками
то есть мне принципов NBIC уже не уяснить?
и да, пожалуйста, приведите здесь эти принципы, чтобы голословно не звучало.
А что делаете вы?
я делаю сайт Нанометр и доучиваю Ваших школьников, которые кроме нанотехнологий ничего в голове не имеют.
но какое это имеет значение? я ведь только критиковать уважаемых людей умею.
Беда в том, что механическое увеличение кружков не помогает - время-то не резиновое.
перегруженность школьной программы сильно преувеличена.
я учился в школе с углубленным изучением всего и с двумя иностранными языками.
после школы я ходил на секции футбола и плавания, учился в музыкальной школе, где дополнительно посещал занятия оркестра, ансамбля и второго инструмента. в свободное время бегал на лыжах.
и да, тогда не было интернета.
всё определяется заинтересованностью самого школьника и его родителей. а Вы можете хоть с АСМом, хоть с бубном вокруг него прыгать, что угодно оптимизировать, но без его желания ничего не выйдет. какие бы ни были красочные медиакурсы - компьютерные игры всё равно веселее и пиво пеннее.
К слову кружки авимоделирования и прочие подобные вещи, развивают у человека тонкую моторику пальцев.
Я, например, хоть в детстве много различных пластиковых моделей клеил, но чувствую что мне не хватает иногда сноровки при работе с супер-мелкими деталями в различных экспериментальных сборках, где требуется высокая (буквально прецизионная)точность положений деталей друг относительно друга.
Согласен с предыдущими ораторами, что перегруженность школьников только кажущаяся, наоборот надо нагружать больше. Главное что бы у ребенка или его родителей была возможность выбора, куда ему пойти после школы, в спорт секции при школе, в художественную или музыкальную школу, на занятия танцами и прочие. Как минимум все это должно быть, в Москве я думаю с этим все в порядке, но как в глубинке?
Про сократить 80% ВУЗов, а куда правительство денет всех тех кто сейчас там номинально там учится? Сократят же в первую очередь все филиалы в провинции. И куда эти молодые люди будут вынуждены податься? Работы нет, занятий нет, только в криминал идти. Это будет социальный взрыв как в Европе с бунтующей молодежью.
Но если вы хотите завтра учить студентов, которые смогут понять принципы NBIC
Анатолий Альбертович,
ну, хоть кратенько расскажите, что к чему?
Что за принципы такие? На чем основаны? В чем сложность их осознания в рамках классического вузовского образования?
Не люблю, когда люди прячут свои высокие мысли за аббревиатурами и мудрёными терминами.
Анатолий, к NBIC вы забыли добавить социо, каждый год по новой букве прибавляется...
Да и ещё, несколькими постами выше чёрным по белому написано, что в ректоратах некоторых ВУЗов считают, что школа даёт ИЗБЫТОЧНОЕ знание...печалько, однако...
Петя, а давно ли ваше преосвященство было в школе?!
Когда я "горбатился" до 16-18 часов с учебниками и готовился к олимпиадам, мои "бывшие" одноклассники в 13-00 разъезжались по домам из школы в Твери...Отлично-отлично!
мог бы и не горбатиться. кто тебя заставлял? был бы эффективный курс нанотехнологий - учился бы до 13.00, а знал бы больше. щас бы NBIC осваивал. не мыслил бы дискретно.
Хотел пройтись более детально, дискретно, (как учили ), но г-н Трусов высказал все, что я хотел сказать, и даже больше. Присоединяюсь, ЛА, и полностью поддерживаю! '
Что несет? Может, я туп до безобразия стал, но я очень внимательно прочитал интервью. С учетом стилистики Слона и того, что было сказано о проекте поверхностно, нет ничего, что могло бы вызвать столь большое негодование и возражение. Возмущаться нужно не по поводу этого интервью, а ситуации вообще. Но это уже - не ко мне и не к Елене Соболевой. В качестве козла отпущения можете меня по косточкам разбирать, если накипело, я привычный, поскольку я - http://www.n...238641.htmlЗажравшийся Гудилин, можете нападать дальше на то, что бедные аспиранты http://www.n...236741.html школьникам лекции с опытами готовят (ужас, а школьникам эти антипедагогические меры нравятся!), можете ПЫТАТЬСЯ Лигу школ поносить почем зря, можете сайт данный отстоем называть. Смысл в чем? Не тем говорите. Те, кого вы, товарищи дорогие, с грязью смешиваете, пытаются в нынешнем бардаке хоть что - то полезное делать. А показать себя "экспертом" типа "Боже мой? что это было?" легче простого. Не они создали ситуацию, когда школьники к поступлению в ВУЗ не знают практически ничего (лучшие, конечно, знают). Не они должны Ваше раздражение вызывать. Вы бы лучше пошли в видеоблог к Дмитрию Медведеву и изложили ТАМ свое видение ситуации. Неужели вы бы тоже стали употреблять такие же площадные выражения? Думаю, что нет. Так почему же по отношению к незнакомому Вам человеку Вы себе это позволяете сделать? Только потому что он Вас не достанет (а Президент России -может)? Это - лицемерие и элементарная невежливость, это примерно то же самое, что со смехом плюнуть, высунувшись в окно, из отъезжающего автобуса на лысину какому - нибудь "прикольному" старичку. Я ничего не имею против свободы слова, но надо различать свободу и анархию. Думаю также, что в уважении к ДРУГИМ людям отражается степень уважения к себе самому. Извините, что приходится читать нравоучения. Достало.
Евгений Алексеевич, я как-то замечаю разницу между Вами и чиновниками от образования.
Да, "не они создали ситуацию", но они этой ситуацией пользуются. Они выдают за причины то, что им удобно, а за решение - то, на что им выделили средства.
Я не против кружка нанотехнологий, наноолимпиад, нанокурсов и тп.
Но выглядит крайне нелепо, когда это выдаётся за создание новой парадигмы и нового мЫшления, переосмысление основ, принципы нбик и т.п. - смешных высокопарных выражений можно надёргать как из интервью, так и из речей апологетов.
НБИК - это Ковальчук. Елена Соболева - НЕ чиновник от образования. Она НЕ пользуется, а предлагает воспользоваться другим, кто в этом может быть заинтересован. Нужно различать слова и результаты. Обобщать людей вредно, они очень разные. Ну, то есть это я опять к тому, что ругань - не по адресу.
Я не склонен никого идеализировать, у меня лично очень понятный интерес. Есть 20 школ, которые
СОГЛАСИЛИСЬ в Лиге участвовать. Это не случайные школы. Есть человек, к которому можно обратиться и
сообщить им, что МГУ нужны хорошие абитуриенты. Точка. Уже это оправдывает существование данной
сети. Не погубят нанотехнологии физику и химию в школе, не будут ульяновские учебники по нано или
"наноазбука" обязательными в школе НИКОГДА, и слава Богу. Будь реалистом. У сына большинство в классе
- телепузики, то есть игроманы и разгильдяи. Либо политики сделают из них послушных патриотов
(отличный фильм "Обитаемый остров"), либо кто - то еще ХОТЯ БЫ УКАЖЕТ, что время сТОИТ личное
тратить НЕ на WoW или стрелялки сетевые, а на что - то более интересное. Для меня и ЭТОГО достаточно,
что лига существует (только начинает свой путь). Для меня вокруг ситуация настолько бредовая, что ЛЮБАЯ
попытка за ЛЮБЫЕ деньги хоть КАК - ТО сдвинуть все от края пропасти кажется чудом. И зачем за это
людей ругать? И еще - что, в стране так много ЭКСПЕРТОВ, которые загонят процесс железной дланью в
рай? Не удмаю. Разве что Юный Максималист все занет.
---
[I]Уважаемый Александр Ринатович! Вы сами себе противоречите: Сначала вы
пишете: "очень сильно раздражает, когда реформировать образование (причём
сразу и глобально) лезет непонятно кто", затем тут же утверждаете, что "Всю
систему менять надо..."[/I]
---
Продолжение фразы "...на старую советскую".
Анатолий Альбертович, я наблюдаю реформы образования в Беларуси уже 11 лет. Результат - каждая последующая хуже предыдущей. Надоели они мне хуже горькой редьки. Я знаю всех "реформаторов" школьной химии и отчётливо понимаю, что родить что-то путное они не в состоянии. Но у них карт-бланш МинОбра и мне приходится подстраиваться и плясать под их дудку, хоть и в своём исполнении. Есть какая-то свобода манёвра в программах, но она неуклонно сужается.
Евгений Алексеевич, будем считать, что на Соболеву и ей подобных у меня уже устойчивый условный рефлекс: когда очередной глобальный реформатор образования начинает нести чушь и проявлять полное незнание предмета, то меня тянет высказаться.
Лекции школьникам - это замечательно, но это капля в море. И они не могут подменить базу, которая формируется школьным курсом предметов.
Вообще, метко сказали в "Иронии судьбы-1": "Ошибки учителей не столь заметны, как врачей, но обходятся значительно дороже" Последствия ошибок системы, которая управляет учителями - просто катастрофичны.
Евгений Алексеевич, я не могу так просто проникать в мысли других людей. Я могу догадываться об этом только по их собственным словам. А они довольно странные.
В примере Беларуси есть ещё проблема: после стольких лет реформ (ЦТ, программы, системы оценок) вернуться к старой системе уже практически невозможно. Что делать в данном случае (для спасения ситуации) я не знаю.
Евгений Алексеевич, желание что-то сделать - это еще не повод, чтобы сказать - ах, какие молодцы, в этом бардаке, да хоть что-то и т.д., и т.п. Это у ребенка нужно поддерживать желание что-то сделать, при этом направляя его и корректируя, в целях воспитания личности, даже заранее зная, что у него ничего не получится. Но далеко не все желания взрослых чиновников улучшить нашу жизнь (кстати, за наш счет) нужно приветствовать. Более того, уж как раз к их желаниям нужно относиться критично, автоматически для нынешних российских условий подразумевая их коррупционность, некомпетентность, желание выслужиться перед начальством и непрофессионализм. Тем более, что опыт все это подтверждает. Сколько можно экспериментировать с будущими поколениями? Результаты как минимум последних 10 лет мы видим на Манежной. Или Вы всерьез думаете, что нанотехнологии - это то, что поможет увести их с улиц и видеть мир не в черно-белом исполнении? Вот для того, чтобы увидеть результаты Ваших конкретно трудов, нужно постараться (а они есть, я не сомневаюсь, и огромное Вам спасибо за это), а вот результаты работы системы просвещения и образования вообще видны невооруженным взглядом на каждом углу. И неужели Вы всерьез думаете, что добавив в эту бочку известной субстанции ложку меда, вы измените суть содержимого? Я уже не говорю о том, что по моему глубокому убеждению, школа должна закладывать основы ОБЩЕЙ гуманитарной и естественно-научной грамотности, закладывать основы мировоззрения и культуры, воспитывать человека, способного с ходу войти во взрослый мир для активной полезной жизни, а ЗАОДНО для последующей специализации в выбранном уже им самим направлении, если захочет, не более. Причем только статистически малая часть пойдет в высокии технологии и науку, большая часть пойдет в токари, шофера, продавцы, домохозяйки, футбольные фанаты, как и во всем мире. Тем более, мир, состоящий из одних нанотехнологов или даже лиц, стремящихся стать нанотехнологами, в кратчайшее время умрет в страшных судорогах, и Вы это прекрасно понимаете. При чем тут нанотехнологии? Чем они лучше микробиологии, космических исследований, физики элементарных частиц и пр., и пр. и пр.?
Так что если эта дама понимает, что она говорит - она просто преследует какие-то свои цели. Судя по ее должности - простые, освоение средств. Если не понимает (а по некоторым ее перлам могу подозревать, что пониманием тут и не пахнет) - тем более остается справедливым мой вопрос - а что это она несет? Пардон, говорит. Трудно заподозрить ее в наивности и в маниловщине, равно как и в желании бескорыстно и благородно улучшить ситуацию, работая на будущее - во всяком случае, на таких должностях в таких струтурах такие люди исключены. Не удержатся. Это не университет и не школа, это бизнес. Хотя на 100% утверждать это не буду.
Негодование (вернее, не негодование, а какое-то отупение) вызывает то, что при общем развале системы школьного образования, при внедрении в школы Единой России, военных и РПЦ, при катастрофическом снижении общего культурного и образовательного уровня молодежи ведутся какие-то совершенно бессмысленные разговоры о нанотехнологизации мозгов чуть ли не с ясель. Это потому, что это Роснано. Странно, что Газпром еще не выдвинул идею преподавать с начальных классов основы нефтедобычи и экспорта сырой нефти как основу патриотизма и благосостояния Родины.
К Медведеву в блог я не пойду. Объяснить, почему? Отнюдь не потому, что он меня достанет, кстати, спасибо за такую высокую оценку моих мыслей - надо же, аж сам президент скажет - а ну-ка, достать его, он меня пугает!
До площадных выражений я так же не опускался, зачем Вы так? Хотя с ними в данной ситуации было бы проще выразить всю гамму чувств.
Насчет плевка на лысину старичку - извините, не понял аллегории. Кто старичок? Эта дама? Не думаю, что она обидится и расплачется. Она умеет держать удары. Она просто наплюет на комментарии какого-то Чутко, да еще из Америки, колбасного эмигранта. И правильно сделает, в общем. У нее своя работа, у меня свои мысли. Со мной, кстати, еще не так разговаривали, бывало. Я грубовато высказал свое отношение? Приношу извинения за грубость, оставляя суть вопросов неизменной. Российская система образования лысый старичок? Я об этом как-то не задумывался, но подумаю. Из проходящего автобуса? Я подписываюсь не ником и никуда не бегу.
Извините. У меня в России внучка растет, вторая ожидается, и мне просто страшно иногда... Не думаю, что нанотехнологии - надежный жизненный щит. Даже если на них будет основано ясельное содержание.
ЕАГ, а чего Вы так взъелись?!
Мне кажется, что если человека пригласили на такое интервью, то он просто обязан посетить хоть бы 1! урок (это всего 45 минут времени), ну или хотя бы просмотреть запись с такого урока, что понимать о чём там рассказывают и что показывают...
Ведь я тоже могу взять и начать разрабатывать свою экономическую теорию, ничего не понимая и не видя вокруг, как меня тогда назовут?!
Вы все приняли (а это было общее ощущение ситуации, не о ком - то конкретно и лично, извините за эмоции) на свой счет и буквально, а основной посыл был - не с тем говорите. РОСНАНО - это не часть системы образования, а нанотехнологии - не есть манна небесная или панацея. Школа должна быть священным местом, которое дает путь в жизнь, но еще раз скажу, что сейчас она стала базаром и только энтузиасты на местах спасают ее от полного краха. Мы видим новое поколение, младое и до боли незнакомое. Любые средства хороши, чтобы переломить ситуацию с бардаком. Ну не может РОСНАНО перевернуть вверх дном систему образования, и не будет. А эксперименты в отдельных школах пусть будут, не привыкать, тем более, что носят они не радикальный характер, а характер апробации. Если ничего не деоать - все точно издохнет. Чтобы изменить ситуацию В КОРНЕ, надо с другими людьми говорить. У меня была только эта идея и плюс эмоциональный призыв к терпимости чужих мнений в отношении хотя бы лексики.
Если нет ГК и АО "Занимательное естествознание", то пусть будут хоть нанотехнологии, хоть нефтедобыча, хоть атомэнерго и т.д., лишь бы не было той мертвящей скукоты, которая царит в большинстве российских школ. А в тех редких случаях, когда в школе творческой рождается человек думающий, то хотелось бы, чтобы результаты его дум воплощались не в Манчестере, а в России. Если в России нет для этого подходящих условий, то надо не стонать и ругаться, а делать все то, что можно сделать даже в такой пакостной ситуации, то есть расчищать это дерьмо. Если за такую расчистку дадут денег - хорошо! Сизифов труд? Может быть, но заодно мускулы ног накачаешь...
Женя, меня из МГУ надо увольнять. Я не имею педагогического образования - и преподаю (мне мои лекции не нравятся, хотя я, возможно, средневозрастный максималист), я не имею экономического образования - и должен считать сметы. И т.д. Любитель! Это же неправильно!
Ну так объясните мне, почему вообще Роснано лезет в школьное образование? Почему вообще считают, что нанотехнологии, и только они могут хоть частично изменить ситуацию? Чем вообще нанотехнологии в принципе отличаются от других дисциплин и направлений в плане образования и воспитания человека? Я понимаю, конечно, сайт специализированный, но будьте же объективными.
Школой должны заниматься профессионалы - педагоги, психологи, медики, кто там еще, и только они... Роснано и прочие организации необразовательного характера , да хоть Министерство обороны, РПЦ, Роскосмос, Норникель, могут организовать свои воскресные школы, кружки, отдельные центры, курсы при университетах, лекции в школах (по вечерам или по выходным, не влияя на учебный процесс),для желающих - но не лезть в систему!
Глубокоуважаемый Владимир, я прошу прощения за эмоции, но то, что я вижу в лицее 1586, который в
Москве входит в Лигу Школ, не наводит на мысль, что Лига ЛЕЗЕТ в школьное образование. К ним должны
поступить какие - то книги, Богдан Юрьевич ведет кружок по нанотехнологиям (при этом, в основном, эта
та же физика), когда я к ним прихожу - это химия. Но я не могу учить их, это много времени, я рассказываю
об интересном. Наверное, тоже мозги запудриваю. Но подготовку школьников с печалью наблюдаю.
Школьники хотят заниматься небольшими проектами, помогаем. Им интересно, хотя шансов, что поступят
именно к нам - практически никаких. Что К ХУДШЕМУ изменилось, пока не вижу. Ну в Питер приглашали их
представителей приехать, обсудить. Детишки - нормальные, не фанатики "нано". Я думаю, что почти то же
будет везде. Если удастся НАЦЕЛИТЬ на естественно - научное образование с десяток школ, на мой взгляд,
проект даст свои плоды. Почему я считаю этот проект разумным, по сравнению с многими другими (с
разным авторством), так это за то, что во главу угла ставится ИМЕННО поднятие уровня естественно -
научного образования, а не делается акцент на модное словечко. За этим МОЖНО ожидать реальную
работу, хотя и словесов хватать будет и красивых, и глупых, всяких. Работать надо.
Если Система без окон без дверей...и туда вообще не проникнуть, то как она вообще может саморазвиваться на пользу обычных людей? Если с помощью нано можно пробить отдушину, то почему бы и нет? Духота в Системе замонала! Конечно, кто-то боится сквозняков, но кто-то боится и духоты. Как быть? Регулировать нормальную открытость, чтоб быть здоровым!
Ввести (после испытаний в n школах) новый курс в школьную программу? Тогда я категорически против. Причин много, перечислять и повторяться не буду. мой e-mail доступен, можно обсудить через него.
Открыть новые кружки (секции, факультативы...) с наноуклоном вне рамок школьной программы и не "улучшая" последнюю? Пожалуйста. Это приветствуется. Только тогда к чему столько громких слов?
Волей Божьей (РПЦ) и гласом народным (ЕР) при бодро-идеологической (Наши) и компетентной научно-технической (РосНано) поддержке.
(Зеленые смайлики опущены для краткости...)
"Смысл в чем? Не тем говорите. Те, кого вы, товарищи дорогие, с грязью
смешиваете, пытаются в нынешнем бардаке хоть что - то полезное делать."
- Проблема заключается в том, что усилия должны быть постоянными,
определенного уровня и определенного вектора. Тогда будет результат.
Если кто-то не хочет ничего делать или желает прикрыть действия, имеющие
негативные последствия, то начинают предлагать что-то. Я понимаю, что
главное процесс, а не результат.
А такая эмоциональная дискуссия - это просто накипело. Цинизм, тотальное
неуважение народа, некомпетентность в принятии решений, затрагивающие массу
народа, и полная безнадега - никакой борьбой с дискретностью не поможешь!
Главное, чтобы результат был предсказуем и достижимым.
Но еще Эйнштейн говорил: "Никакая, самая высокая цель не может оправдать
аморальных средств для её достижения" примерно так.
Евгений Алексеевич, вот то, что Вы и Ваши коллеги делаете - это прекрасно. И было бы еще лучше, если бы то же самое делали представители других наук, технологий и направлений, в том числе гуманитарных. И неважно, поступят ли к Вам школьники (нет, для Вас, конечно, важно, а вот для общества - нет), главное, что Вы повлияли на их мировоззрение, показали им глубину и многобразие мира, и в жизнь войдет более широко мыслящий и более грамотный человек. А куда он поступит - это его личное дело. Но на систему образования Вы не повлияли, Вы ей помогаете, вернее, в данном случае просто берете на себя часть ее функций, которые она выполнять уже или неспособна, или лучше бы не выполняла. Тем школьникам, которые хотят и имеют возможность посещать Ваши занятия, курсы, кружки на регулярной основе просто повезло. Но - в Ваши кружки, насколько я понимаю, ходят по желанию? Будущее ребенка не ставится в зависимость от его успехов в изучении нанотехнологий? Эта та самая внешкольная деятельность, которой и занимались дворцы пионеров и школьников, и которой теперь просто нет, насколько я понимаю. А жаль. Создайте несколько школ с нанотехнологическим уклоном, работающих по специальной программе, несколько на Россию - аплодисменты. А если еще рядом будут школы с историческим, биологическим, ракетостроительным уклоном, дело пойдет на лад. Но Вы же понимаете, что ни одна конкретная дисциплина просто не может претендовать на то, чтобы на ее базе, и только на ее базе было возможно воспитать и вырастить, условно говоря, "человека будущего". А теперь несколько цитат из обсуждаемого интервью.
"«Роснано» не просто планирует рассказать про «нано» отдельным ученикам в отдельных школах, а вообще-то разработать курс и включить его в школьную программу." - сделать изучение нанотехнологий (технологий!!! Конкретных, не общих дисциплин в той или иной степени нужных каждому), обязательным для всех, даже для тех, кому это не нужно, и кто видит себя в балете, в полете, в море?
"конечно, в первую очередь интересуют нанотехнологии, потому что это наиболее ярко выраженная междисциплинарная область." - правда? А в чем это меряется? А назовите мне наименее междисциплинарную область. А Вы не боитесь, что Вас очень серьезно оспорят представители других дисциплин? За такой, в общем-то, юношеский максимализм. Нет, здесь другие причины...
"Курс пока является не обязательным, а по выбору." Пока. А потом железной рукой загоним человечество в нанобудущее...
"Мы начинаем с четвертого–пятого класса. До младших классов, а тем более до детского сада, мы пока не добрались. Но ведь проект только в начале пути." Опять пока. Но перспективы четкие и ясно понимаемые.
"И тогда мы будем предлагать вносить изменения в образовательные стандарты. " А потом нанотехнологии займут свое естественное рядовое место в ряду других технологий, как постоянно бывает, появятся какие-нибудь фемтотехнологии и терратехнологии, и передовые молодые ученые начнут кричать об отсталости образовательных стандартов и необходимости изменения программ. А умные люди будут с тоской вспоминать об классическом школьном образовании, классическом по сути, воспитывающим человека, способного с толком заниматься любыми вопросами от фемто до терра. Хотя, это как раз нормальная логика развития...
"наши наработки войдут в учебные планы всех школ и будут финансироваться государством из региональных бюджетов." Вот.
"Что такое междисциплинарный подход? Я даже не знаю, как одним словом об этом сказать... Возможно, стоит вспомнить известное изречение Михаила Валентиновича Ковальчука, директора Курчатовского института, что наука вновь становится из узкоспециальной междисциплинарной. Вот он ровно про это и говорит: «Наступило время совершенно другого взгляда на современную жизнь». Если мы говорим о нанотехнологиях, то ими одновременно занимаются математики, физики, биологи и даже лингвисты и психологи." А вот это все может войти в анналы.
"Почему мы осторожно и аккуратно говорим, что мы хотим повлиять на качество преподавания естественнонаучных дисциплин в школе, но пока не знаем, в каком формате это будет – дайте время разобраться специалистам." Ну так сначала разберитесь... Вы же с детьми имеете дело!
И в заключение. А давайте посмотрим на опыт передовых в науке и перспективных технологиях стран, которые мы нацелились, уже в который раз, догнать и перегнать - Америки, конечно, не к моей ночи будь упомянута, Германии, Японии, Китая, азиатских драконов.... других... Американский выпускник школы вряд ли помнит на память таблицу умножения и закон Ома, и в школы университеты массово не идут - у них на это средств нет и задачи у них другие. Точно не знаю, но мне кажется, им и в страшном сне не привидится введение в хай-скул курса нанотехнологий, микроэлектроники, биохимии и т.д. и т.п. Хотя, конечно, кто-то и требует. Хотя, конечно, упомянут. Родители засудят, если какую-нибудь Дженни, играющую на скрипке, за их деньги заставят заниматься нанотехнологиями. Российские патриоты скажут, что тупая Америка выбирается за счет китайцев, индусов, русских и прочих иммигрантов. Это совершенно не так, но допустим. Так эти иммигранты либо получали американское образование, либо приехали готовыми специалистами. Так что, в Китае или Индии в школах преподают нанотехнологии? Сомневаюсь. Так откуда же все берется? Может, все же, "в консерватории нужно что-то подправить"?
Я в свое время достаточно РЕЗКО выступил против проекта по созданию учебников для школы (в Ульяновске,
проект МИНобра) как раз опасаясь, что нанотехнологии введут в ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ часть программы. Они
были написаны, и это неплохо, для элективных курсов, но до сих пор нет НИ ОДНОГО удачного учебника
по нано. НИ одного! И наша разрекламированная "наноазбука" - не учебник, и уже десяток других книг -
не учебники. Будет это в проекте - здорово, главное, чтобы было. Внедрят ли железной рукой в
образовательную ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ часть ВСЕМ - не верю. Это в настоящей ситуации сильно маловероятно,
если возможно вообще, так что я тут не додумываю и не домысливаю. Эксперименты будут по согласию
отдельных школ, это точно, родится что - нибудь полезное, думаю, кое - что отвергнут. Не так уж и плохо.
Междисциплинарность хороша, конечно, уже при специализации студентов, но привычка преподавать в
школе попредметно связана с тем, что нет иных педагогов, кроме предметников (правда, может, их и не
будет вообще скоро, не идут в педвузы люди). Но связи между предметами есть всегда и их использование
- это благо. Каша в голове - это плохо, барьеры между физикой, химией и биологией (и математикой) -
тоже плохо. Недоучки - очень плохо. Так что междисциплинарность в школе - это не криминал, но
соблюдение очень тонкого баланса, который может быть достигнут пока только в лучших школах и
лучщими педагогами. В виде эксперимента, не в виде обязаловки. Но они примерно об этом и говорят.
Изменение стандартов меня лично вообще не страшит, потому что там, где будет возможно (и если вдруг
будут созданы какие - то хорошие учебники, что крайне сложно сделать), умные директора и педагоги все
равно в рамках названия нано будут преподавать, что нужно школьнику для поступления в ВУЗ. там же, где
не могут и этого сделать, все останется по - прежнему. Нанотехнологии при введении в стандарт (если это
будет) заставят крепить связь с ВУЗами, что не есть криминал. У нас система такова, дубовая, разрушаемая
легко, но изменяемая к лучшему - с трудом. Но если в Лиге будет несколько десятков хороших школ, и
ВУЗы с ними будут работать, то это - неплохой консорциум, как его ни называй. НАНО удобно для этого
больше других вещей. Финансирование из региональных бюджетов школ - это плохо разве? Это и есть
деньги педагогам. Если РОСНАНО это сделает, то пусть лучше эти деньги туда и пойдут, а не на
предвыборные кампании губернаторов. С детьми нужно быть очень осторожными. У самого двое. Знаю. Но
из всего Вашего вышеприведенного комментария остается у меня один логичный вывод - ОСНОВНОЕ, что
надо делать, это искать вразумительных участников процесса со стороны "специалистов" (я пока нне очень
понимаю, что имеется в виду) и тех, на кого в Лиге направлено действо. Проще всего раздать миллиард на
школьное образование. Надо бы и это тоже делать государству. Но школьной системе и этого будет мало. А
вот если на 27 миллионов с Лигой что - то получится - это будет очень хороший эксперимент. Если все
будет, как обычно (и такой шанс есть, наверное), то ... будет, как обычно.
Наверное, мы о разном говорим. А может, я старый ретроград. Я знаю четыре абсолютно междисциплинарных дисциплин, если можно так выразится. (1) математика, (2) физика, (3) химия, (4) логика. И это не только я знаю, это давно поняло все человечество, лет 300 как минимум, и положило это в основу школьного образования, меняя в сторону увеличения только глубину охвата по мере развития цивилизации. Наверное, есть 5 и 6, но мне с ходу в голову не приходит. Философия, скорее всего, еще. Это те самые классические школьные предметы, преподаваемые предметниками - физичками, математичками, химичками, для которых все эти нано - только головная боль. Эти дисциплины в явном виде присутствуют везде - от нанотехнологий до копания канавы. Знание этих дисциплин позволяет человеку конкретизироваться, работать и развиваться абсолютно в любой естественно-научной области. Знание этих предметов абсолютно необходимо, но недостаточно. Но для полноценности, на мой взгляд, необходимы не нанотехнологии, биологии, кибернетики, а литература, история, экономика, история искусств. Тогда мы получим не нанотехнолога, конечно, а ЧЕЛОВЕКА, а это и есть цель школы. А нанотехнологом он при желании потом сам станет. С Вашей помощью. Но Вы будете работать с хорошим многообещающим материалом.
до сих пор нет НИ ОДНОГО удачного учебника по нано. НИ одного! И наша разрекламированная "наноазбука" - не учебник
Евгений Алексеевич,
наша разрекламированная наноазбука, прямо скажем, - не фонтан. не надо было торопиться.
ладно с оформлением, но текст надо было вычитывать ответственнее. а по биологии вообще отдать на проверку специалистам. потому что многие воспринимают книжицу, выпущенную в МГУ, как непреложную истину, а там ляп на ляпе.
Мы говорим об одном и том же, с Вами я согласен. Только надеюсь оптимистически, что головной боли у
"предметников" все же не будет. И что "нанотехнологом", может, и не стоит становится (точнее, это просто
жаргон), потому что реально это опытный специалист в химии, физике, биологии, работающий в области
нанотехнологий, но способный, разумеется, делать и другие добрые и вечные вещи. Нано не сдохнет (я не о
моде говорю), но "заточка" под него в моем понимании - это всегда допрофилированный "базовый"
специалист. И не думайте, пожалуйста, что я против "предметников". Нет, они наше нациоанльное достояние,
как и дети. Хороший учитель (ЛЮБОЙ) - на вес золота.
...я старый ретроград. Я знаю четыре абсолютно междисциплинарных дисциплин, если можно так выразится. (1) математика, (2) физика, (3) химия, (4) логика.
А я не могу с этим полностью согласиться. Столь привычна и неотъемлема в сознании, конечно, "западная дихотомия". Но сколь часто при делении целого на куски выпадают ключевые части.
Аргументов можно привести много, постараюсь свести к трем:
1) Значительное количество крупных открытий происходит на стыках/провалах между дисциплинами.
2) Вас мучили в ВУЗе математикой, которую потом совсем не пришлось применять?
3) Как коллоидная химия, так и физика поверхности остаются золушками образовательного процесса при традиционном делении на физику и химию. И уж добавлю - всегда забавляло найти различия между физической химией и химической физикой.
Важно заметить, что я не выступаю за оголтелое введение изучения конкретно "нано", хотя бы в такой форме, как оно есть...
Решение,как всегда, лежит в другой плоскости. Связность мира, причинно-
следственная связь явлений, которые кажутся на первый взгляд независимыми.
Одним словом - изменение парадигмы миропонимания. Благо - время пришло.
Главное не упустить шанс. Разговоры о нано, которое начинает отрываться от
своего содержания - это тенденция.
Не тормозить этот процесс необходимо, а направлять в другое русло. Нужно
подвижничество. Деньги не помогут. Шаги должны быть продуманны.
Евгений Алексеевич, можно предпринять ряд шагов в этом направлении. Первый -
понять и обсудить: где мы находимся и куда хотим придти и когда. Далее ...
вопросы появятся в процессе работы..
Решение,как всегда, лежит в другой плоскости. Связность мира, причинно-следственная связь явлений, которые кажутся на первый взгляд независимыми. Одним словом - изменение парадигмы миропонимания. Благо - время пришло. Главное не упустить шанс. Разговоры о нано, которое начинает отрываться от своего содержания - это тенденция. Не тормозить этот процесс необходимо, а направлять в другое русло. Нужно подвижничество. Деньги не помогут. Шаги должны быть продуманны.
Помогите, пожалуйста, понять, что в этом связном потоке слов не чистая демагогия.
Евгений Алексеевич! Я логинюсь на сайт, мне сообщают, что пароль неправильный, я ввожу еще раз совершенно тот же самый пароль, мне говорят "Спасибо" и открывают дверь. Уже несколько раз. Это так задумано или сбой где-то?
Владимир Владимирович, 24 декабря 2010 16:31
А что такое "западная дихотомия" и чем она отличается от северо-восточной или южной?
Мне кажется, мы все же говорим о разном и по разному... Я имел в виду, говоря о междисциплинарности, дисциплины, которые пронизывают любой аспект науки и технологии, равно как и человеческой жизни, и которые, на мой взгляд, обязан в том или ином объеме знать любой человек, выходящий из школы. Научить этому - основная и самая главная задача школы, ИМХО.
По Вашим аргументам:
1) Несомненно, а как это оспаривает мое утверждение? Стыки есть всегда, и на них, конечно, чего-то происходит.
2) Я никогда не мучился с математикой (огромная благодарность моему школьному учителю математики) и применяю ее в течение своей жизни постоянно, если есть необходимость. Пара созданных и работающих математических моделей, формализация технологических процессов и новых устройств, текущие задачи и т.п. В то же время, если задача с математической точки зрения мне явно не по силам, по крайней мере могу это оценить объективно и знаю, к кому обращаться. И, что очень важно, могу попробовать грамотно математически сформулировать задачу (во всяком случае, в своей области деятельности). Или как забыть и наплевать, и сделать уверенный вид, что и не очень надо было, и так все работает .
3)В ШКОЛЬНОМ образовательном процессе, о котором мы говорим, изучаются не отдельные деревья и листья на них, а лес. Мне кажется, это правильно - дать детем общее представление о мире, их окружающем, и методах его описания. Возможно, я не прав, но я не педагог. За бортом образовательного процесса, естественно, остаются не только названные Вами дисциплины, но и физика вакуума, физика тонких пленок, физика твердого тела, физика плазмы, астрофизика, физика сильных и слабых взаимодействий, физика взаимодействия с поверхностью ускоренных частиц, и далее можно добавлять до бесконечности. Для их изучения существуют университеты и вузы.
Важно заметить, что я выступаю ПРОТИВ введения изучения нано-, микро-, термо-, плазмо-, астро- и прочих дисциплин и технологий как в средних ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ школах, так и в детских садах.
А что такое "западная дихотомия" и чем она отличается от северо-восточной или южной?
Perceived Dichotomies are common in Western thought.
Антитезой - целостное восприятие мира восточными философиями, не нашедшее по понятным историческим причинам места в науке - такой, какая она есть на данный момент.
А по пункту 3), я не школьный педагог, и в меру своих ограниченных представлений, считаю весьма неверным деление знаний на "школьные" и "университетские", чем больше я об этом размышляю (по меньшей мере это приводит к значительной потери времени и педагогами, и обучаемыми).
P.S. Вполне возможно, мы говорим практически об одном и том же. Только я критически отношусь к идеям, что если нас давным-давно научили чему-то хорошо, то именно так надо и продолжать (сегодня - отнюдь уже не вчера). Попыткой экстремального "геданкен" примера на эту тему: если бы Вам не указали на существование таких разных дисциплин, как физика и химия, Вы бы сами смогли их разделить?
Ну что ж, мне это нравится - давайте с рождения основываться в воспитании ребенка на базе восточной дихотомии, а после переключимся на другие, дискретные . Но, по-моему, все так само собой делалось и делается на чисто инстинктивной базе в течение тысячелетий... Пока в процесс не включаются педагоги от Роснано.
А мне кажется такое деление совершенно оправданным и логичным - школьные - более общие, если хотите, поверхностные, университетские - более конкретные, глубокие и детальные.
Но мне указали на различие между химией и физикой... Не преминув отметить их взаимосвязь. Собственно, для этого школа и существует. В принципе, я и сам их заметил, как наличие этих дисциплин, так и их различия, начав изучать в классе шестом, что ли. И понял, что химия - не для меня, потому что химичка была криклива и неприятна - ставила двойки и вызывала родителей по всяким пустякам. Из троек не вылезал всю жизнь. О чем всю жизнь и жалею.
...всё, что в химии наука - это физика.
Остальное же - искусство и вдохновение!
(В моей школе учительница химии была несравненнее ярче других учителей)
Мне кажется, вот эта ссылка, во всяком случае ее первые пара абзацев, http://www.e...p;id=10692, полностью подводит итог нашей дискуссии о путях школьного образования... Дальше говорить не о чем, вернее, надо говорить совсем о другом.
Мда... ничего не меняется в этом мире. Когда это была моя студентка.
К блестящим мыслителям ее было очень сложно отнести, но упорство и
организационная деятельность - вполне.
Так что ничего не изменилось. С теорией и пониманием все плохо. С упорством и
постановкой целей все хорошо.
Переход на "естественно-научное" обучение упоминалось здесь в схожих обсуждениях - это лакмусовая бумажка вертикали трубы
Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь
В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.
Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.
Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся
в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.