В августе этого года американская компания LaserMotive продемонстрировала любопытный эксперимент. Вертолет весом всего в 22 грамма продержался в воздухе в течение одного часа, получая питание от лазерного источника мощностью около 1 Вт. В качестве приемника излучения использовались солнечные батареи, конвертирующие падающее излучение в электрический ток.
Передачу энергии при помощи лазерного луча можно использовать для снабжения энергией летательных устройств, например, в космическом лифте. Впервые мысль о нем высказал еще Циолковский в конце позапрошлого века. Считается, что космический лифт можно будет использовать для поднятия грузов на земную орбиту.
Дистанционный способ передачи энергии очень практичен, ведь о линиях передачи здесь речь просто не идет. В реальных масштабах мощность лазерного источника оценивается в 2кВт. Им может быть, например, каскад из полупроводниковых лазеров, работающих в ближнем инфракрасном диапазоне. Луч лазера попадает в направляющую оптическую систему. При помощи данных системы позиционирования о положении объекта происходит постоянная подстройка направления излучения. На борту воздушного судна находятся приемники излучения - солнечные батареи. Такая схема может работать в двух вариациях: непрерывный режим работы подразумевает постоянное слежение лазера за объектом, в то же время второй режим допускает возвращение летательного объекта в зону подзарядки. Описанный способ интересен, в первую очередь, для беспилотных летательных аппаратов. Например, работающих на стационарных наблюдательных постах. Или выполняющих разведывательные миссии, удаляясь от станции на расстояние до 1000 миль и затем возвращаясь к ней.
Отметим,что компания LaserMotive специализируется на технологиях беспроводной доставки энергии, в частности занимается вопросами энергообеспечения будущего космического лифта. В конце октября был проведен еще один эксперимент, в котором вертолет продержался в воздухе около 12 часов.
А вот одним из первопроходцев в нелегком деле авиастроения (вертолетостроения) снова оказался наш земляк. Российская империя была богата на таланты. Вот и в киевской семье врача-психотерапевта 25 мая 1889 года родился Игорь Сикорский, которому суждено было стать одним из самых известных в мире авиаконструкторов. В мире, но, к сожалению, не на своей родине. Учился Игорь Сикорский в Петербургском морском училище, несмотря на то, что еще в детстве увлекся рассказами матери о Леонардо да Винчи и его винтокрылой машине. После окончания училища Игорь Сикорский поступил в Киевский политехнический институт, где и собрал свою первую команду, организовав студенческое авиационное общество. И это не стало напрасной затеей. Во дворе своего дома весной 1910 он запустил в небо свой первый вертолет, поднимающийся на небольшую высоту. И вот карьера пошла в гору. Выставка в Париже, создание новых моделей, работа в Петербурге... Все рухнуло в 1917, когда Сикорский был вынужден эмигрировать в США, где с трудом создал на собранные средства эмигрантов свою компанию Sikorsky Air Engineering в штате Коннектикут, став одним из самых известных авиаконструкторов, и - по праву - будучи одним из самых талантливых своего времени.
В Киеве на территории национального технического университета Украины "КПИ" есть памятник Игорю Сикорскому и музей вертолетостроения и космонавтики...
Список использованных источников
1 Видеофрагмент парящего вертолета на Youtube