Анализ и синтез (греч. разложение и соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Анализ и синтез играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве – такой диалектический подход позволяет успешно решать и фундаментальные проблемы науки, и прикладные задачи (применительно к нано- и информационным технологиям). Первые три статьи цикла были обзорными, предоставляя материал для анализа «кладовых знаний» Интернета. Четвертая – аналитическая - как повысить эффективность поиска данных/информации, используя поисковые операторы. В заключительной статье цикла – о правилах составления запросов, которые являются, по сути, командами для программы поиска. Согласно правилу Денни Ван Тассела, существует множество способов/алгоритмов решения конкретной задачи – проблема в выборе способа, позволяющего найти правильное решение. В зависимости от степени конкретизации вопроса, ответ на который вы хотите получить, используя Интернет как базу знаний, выбираем один из трех перечисленных ниже способов:
I. «Проблема имеет весьма нечеткие очертания», а вдруг что-нибудь полезное найду - тогда Веб-серфинг, или свободное перемещение по ссылкам (интуитивно, на удачу), которое довольно часто дает приемлемые результаты. Но - только в том случае, если не отвлекаться от основного направления поиска, и (как при прохождении квеста) собирать «подсказки» на каждом этапе. Полезно документировать этапы (Opera, например, позволяет делать заметки), фиксируя точки перехода/ветвления, и сохранять историю поиска, чтобы иметь возможность воспроизвести его. К сожалению, сегодня часто вместо перехода по заинтересовавшей вас «ссылке» вы получаете…контекстную рекламу. Чтобы избегать этого, нужно *самостоятельно выделять в тексте заинтересовавшую вас информацию и выбирать, с помощью какой поисковой системы вы ее ищете. В результате получаете не одну ссылку, а целый набор, и, выбрав наиболее соответствующую вашему запросу, переходите на другую страницу*. Циклически повторяя действия в *…*, вы, в конце - концов, останавливаетесь, получив нужный результат (или просто полезную информацию), или «утонув в океане информации» (что случается значительно реже).
Ниже описан «путь», пройденный от «численного анализа» к урокам «видео- и фото- монтажа».
Пример.1:
- На сайте Elsevier в разделе Math привлекла внимание картинка – «Видео-аннотации» статей журнала Journal of Numerical Analysis.
- Видео аннотации можно посмотреть и на YouTube (пользователь JournNum Analysis).
- На YouTubeнашлись еще и видео пользователя ElsevierPublishing.
- У ElsevierPublishingв числе друзей FocalPress(о котором раньше не слышали)
- А FocalPress выкладывает уроки по фото- и видео-монтажу на YouTube.
Анализ результатов такого поиска показывает, что на YouTube выкладывают видео солидные издания (университеты, национальные лаборатории), в дальнейшем можно сразу приступать к поиску видео-файлов на этом сайте. В качестве ключевых слов следует использовать аббревиатуру или часть названия соответствующей организации (в поле имя пользователя). Таким образом, при Веб-серфинге выбор за человеком, который… может принять совершенно неожиданное решение. Как скажет потом сам, «основанное на интуиции» (здесь «Интуиция - лат., филос., непосредственное представление, созерцание, непосредственное познание на основании внутреннего опыта». См. Словарь Брокгауза и Ефрона.)
II. Проблема не достаточно конкретизирована, вы ее представляете в общих чертах (анализ показывает, что у вас недостаточно информации, чтобы сформулировать конкретный запрос), вам нужно составить представление о теме, либо вы ищете общую информацию по какой-то достаточно широкой теме – тогда - начать с просмотра каталогов. Каталоги составляют эксперты, вся информация тщательно проверяется, что обеспечивает высокую надежность и релевантность (степень соответствия) результатов. Каталоги можно подразделять на: общие (охватывающие всевозможную тематику), специализированные (по определенным тематикам) и каталоги на сайтах (например, производителей оборудования). Определиться с тематикой поиска помогут большие общие каталоги, такие как:
- Google (http://directory.google.com/), Yahoo! (http://dir.yahoo.com/),
- Ask (http://ask-dir.com/), Gigablast (http://www.gigablast.com/?c=dmoz3),
- Best of the Web (http://botw.org/), About (http://www.about.com/) – нужно выбрать“Browse Our Channels”, Pandia (http://www.pandia.com/plus/index.html),
- Открытый каталог - Open Directory (http://www.dmoz.org/), и несколько усеченная русская версия (http://www.dmoz.org/World/Russian/),
- Яндекс (http://yaca.yandex.ru/)... и др. Помимо Общего каталога Яндекса (http://yaca.yandex.ru/), также существуют Школьный (http://yaca.yandex.ru/school/alf/synt2/Advice/) и Народный (http://yaca.yandex.ru/narod).
Пример.2:
В Народном каталоге Яндекса переходим в Раздел Справки, затем в подраздел Интернет-каталоги, где выложен составленный энтузиастами Каталог научных ресурсов Интернета (http://scintific.narod.ru/), в котором собраны ссылки на специализированные научные поисковые системы, электронные архивы, средства поиска статей и ссылок.
Каталоги Google,Yahoo!, Ask, Gigablast и Яндекса дополняют сервисы одноименных поисковых систем, содержат разнообразную информацию и предназначены для широкой публики (ученых, бизнесменов, меломанов и др.). На порталах About и Pandia выложена масса статей и заметок, методик по проведению поиска в Интернете, ориентированных в основном на учащуюся молодежь. До сих пор в Интернете поддерживается каталог WWW Virtual Library (http://vlib.org/), который начинал составлять сам Тим Бернерс-Ли в далеком 1991 г., работая в CERN, как коллекцию полезных ссылок. Большой общий каталог ipl2 (http://www.ipl.org/) появился в январе 2010 при слиянии двух библиотечных ресурсов: Internet Public Library (IPL) и Librarians' Internet Index (LII), которые составлены профессиональными редакторами.
Каждый специализированный каталог предназначен для определенной, иногда достаточно узкой, категории пользователей. Так, для аспирантов/студентов, ученых, различных специальностей были созданы:
- Infomine (http://infomine.ucr.edu/), Intitute (www.intute.ac.uk/), AtomDir (http://www.atomdir.com/),
- AcademicInfo (http://www.academicinfo.net/) – каталог образовательных «он-лайн» ресурсов Интернета, позволяющих получить образование не выходя из дома.
- Еducational networking (http://www.educationalnetworking.com/List+of+Networks) – каталог образовательных ресурсов, размещенных в социальных сетях.
Специалисты в области материаловедения и нанотехнологий найдут много полезного в каталогах на сайтах: AZoM (http://www.azom.com/materials.asp), AZoNano™.com (http://www.azonano.com/).
Для исследователей в области биомедицины, изучающих, в частности, протеины: Biores (http://www.biores.org/), ExPASy Proteomics Server (http://www.expasy.ch/).
Для тех кто задумывается о внедрении будет интересен каталог бизнес-портала RusMarket (http://www.rusmarket.ru/).
К специализированным каталогам можно отнести и Каталог журналов свободного доступа, Directory of Open Access Journals (www.doaj.org/), а также Каталоги бесплатного программного обеспечения:The Free Software Directory(http://directory.fsf.org/), A Free Mathematical and Computational Software Directory (http://cadadr.org/fm/), Free and Open Source Software Portal (http://www.unesco-ci.org/cgi-bin/portals/foss/page.cgi), The Software Directory Directory (http://boole.stanford.edu/nerdsheaven.html#ScientificSoftware). Для студентов и преподавателей будет интересен каталог программ, выложенный на Exponenta.ru (www.exponenta.ru/)- русскоязычном «Образовательном математическом сайте».
Каталоги, являясь иерархическими базами данных, позволяют организовать информацию на сайте, сделать интерфейс более дружелюбным для пользователя, что особенно важно для производителей и продавцов продукции. Красивая картинка также привлекает потенциального покупателя, как и содержание сайта, Так, в каталоге продукции, выложенном к тому же на красиво оформленном сайте фирмы Аgarscientific (http://www.agarscientific.com/), масса интересных приспособлений для подготовки образцов для электронной микроскопии и многое другое. Можно также рассматривать как каталоги и рейтинговые порталы, здесь ссылки упорядочены не по алфавиту, а согласно определенным критериям, например:
- Аlexa (http://www.alexa.com/topsites) – наиболее посещаемые сайты;
- Webometrics (http://www.webometrics.info/) – лучшие университеты мира,
- LERU (http://www.leru.org/index.php/public/about-leru/members/) – Европы и
- ТОР 30 японских университетов (http://nigelward.com/top30.html)
- ученые-лауреаты Нобелевской премии, http://nobelprize.org/nobel_prizes/chemistry/ (в области химии),
- лауреаты премии РУНЕТа (http://www.premiaruneta.ru/ ),
- лауреаты и номинанты международной премии WebbyAwards (http://www.webbyawards.com/webbys/current.php?media_id=96&season=14#webby_entry_science).
Обратившись к сервису Similar Sites (http://www.similarsites.com/sites-like/infomine.ucr.edu), можно самостоятельно составить каталог сайтов, содержащих информацию, аналогичную той, что на указанном вами сайте (в примере – Infomine). Сохранить этот каталог и даже поделиться им с коллегами, вы сможете с помощью программы iCyte (http://www.icyte.com/users/activity_public).
Пользуясь каталогами, вы просматриваете (browse) информацию (анализируете, уточняете ее, выбираете то, что наиболее соответствует представлениям о предмете, постепенно сужая область поиска), что, вообще говоря, отличается от собственно поиска (search).
III. Имеется достаточно четкое представление о том, какую конкретную информацию нужно найти (статьи по конкретной и достаточно узкой тематике, публикации определенного автора). Тогда следует воспользоваться поисковой системой. Также как и каталоги, поисковые системы подразделяются на общие и специализированные (для ученых, бизнесменов, меломанов, путешественников), а также поисковики в пределах сайта. К общим поисковым системам часто обращались практически все (правда, не всегда бывали удовлетворены результатами):
- Google (http://www.google.ru/), Yahoo! (http://www.yahoo.com/), Аsk (http://www.ask.com/), Bing (http://www.bing.com/), Gigablast (http://www.gigablast.com/), Pandia (http://www.pandia.com/),
- DuckDuckGo (http://duckduckgo.com/), Exalead (http://www.exalead.com),
- Snap (http://www.snap.com/).
В списке результатов двух последних ссылки сопровождаются «снимками» страницы, правда при использовании Snap для этого нужно подвести курсор к «облачку» в верхнем правом углу. Поскольку на сегодняшний день Goоgle является наиболее популярной поисковой системой, то отдельные фирмы (http://www.poodwaddle.com/) создают интересные приложения-интерфейсы этого поисковика, правда результаты поиска представлены как обычно. Если у вас есть своя страничка в Интернете, вы можете установить там программы, бесплатно скачав их.
Пример 3.
С помощью Goоgle найдем информацию о структуре и свойствах кристаллогидратов метана. Среди ответов можно обнаружить и ссылки на статьи о Бермудском треугольнике, и на учебные пособия. По ссылке на последние переходим на страницу кафедры физики сайта РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, где выложен комплект учебных пособий; в части 5. находим главу с формулами и описанием структуры кристаллогидратов метана.
Пользуясь специализированными поисковыми системами, которые обращаются к сайтам издательств, журналов, университетов, в списке результатов вы не найдете ничего лишнего. Довольно популярны Google Scholar (http://scholar.google.com/), Scholar.ru (http://www.scholar.ru/), Scirus (www.scirus.com/), менее известен OJOSE (Online JOurnal Search Engine) (http://www.ojose.com/) . Недавно появилась бета-версия Refseek (http://www.refseek.com/), но при его использовании вы практически всегда сможете полностью прочитать статью из списка результатов, поскольку поиск ведется в основном по открытым источникам.
Помимо специализированного поиска существует и метапоиск, когда задействованы одновременно несколько поисковиков, результаты суммируются, дублирующие ссылки удаляются, но пользователь использует, как обычно, одно поисковое окно. В качестве примеров таких систем можно привести: Nigma (www.nigma.ru/), DogPile (http://www.dogpile.com/), Clusty (http://clusty.com/), Polymeta (http://www.polymeta.com/).
При таком обилии поисковиков не следует ограничиваться одним - используйте несколько поисковых систем, ведь ни одна из них не просматривает и индексирует все сайты Сети (увы).
IV. О безопасном поиске. Интернетом сейчас пользуются все возрастные группы, включая младших школьников и дошкольников. И для обеспечения безопасности совсем юных пользователей (а также предотвращения заражения компьютера вредоносным ПО) в последние годы созданы специальные директории для детей и подростков и разработаны безопасные поисковые системы, которые тщательно фильтруют результаты. Большинство таких поисковых систем «воспринимает» и кириллицу, а не только латиницу. Ими могут пользоваться и студенты, проводя быстрый и эффективный поиск – ведь здесь реализуется лозунг: «самое лучшее – детям». Конечно, листинг выдачи органичен 50-100 ссылками (но хватает ли терпения у взрослых просматривать хотя бы 3 и 4 лист выдачи по запросу (?).
Каталоги ресурсов для школьников: Yahoo!Kids (http://kids.yahoo.com/), Awesome Library (http://www.awesomelibrary.org/), KAPILI.COM (http://www.kapili.com/), KidsClick(http://www.kidsclick.org), DidDabDoo and Dilly too (http://www.dibdabdoo.com/),Factmonster (http://www.factmonster.com/),SheppardSoftware (http://www.sheppardsoftware.com/) и, конечно же Школьный Яндекс (http://yaca.yandex.ru/school/alf/synt2/Advice/).
В большинстве случаев безопасные поисковые системы, предназначенные для школьников распознают кириллицу ( исключение - DidDabDoo and Dilly too):
Boolify (http://boolify.org), SafeSearch for Kids(http://safesearchkids.com/), KidRex (http://www.kidrex.org/),Quintura (http://quinturakids.com/) имеет и русскую версию (http://kids.quintura.ru/), а также Детский интернет браузер Гогуль (http://gogul.tv/).
V. При составлении текста запроса следует придерживаться определенных правил:
- Определитесь, что же вы будете искать, какая информация вам нужна. Полезно сначала сформулировать запрос на бумаге, записав его на обычном нормальном языке. Затем выделите в предложении ключевые слова и используйте их (а также соответствующие синонимы) в поисковом запросе.
- Старайтесь формулировать конкретные запросы. Если Вам нужна информация о бумаге из углеродных нанотрубок, не составляйте запрос «нанотрубки». Избегайте общих терминов, как «Наночастицы», «наноструктура», если они не являются частью фразы.
- Используйте существительные и дополнения как слова запроса. Так называемые "stop words" - общие глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, предлоги, союзы и пр. могут игнорироваться поисковыми системами, если только они не являются частью фразы, заключенной в кавычки.
- В тексте запроса не должно быть ошибок. Проверить правильность написания слов можно, используя словари, активировав проверку орфографии. Затем проверьте еще раз ...
- Ранжируйте ключевые слова – следует помещать первым главное ключевое слово, поскольку поисковые машины помещают вначале страницы результатов вывода , в которых встречается первое ключевое слово.
- Используйте оператор OR: между ключевыми словами – синонимами, или когда существуют разные варианты написания слов (“color”/ “colour”), вы прибегаете к не устоявшимся терминами (“decahedra”, "dodecahdra”), при поиске работ автора (разные варианты написания ФИО).
- Оптимальное количество слов в запросе от 2 до 7. Чем больше слов, тем в меньше будет список ответов. Но существуют ограничения (обычно не более 120-140 символов в тексте запроса), о которых не всегда сообщается в инструкциях по поиску. В большинстве случаев чересчур длинный запрос будет безжалостно сокращен, к тому же во многих поисковиках существует возможность «Расширенного поиска» или “Поиска в найденном”.
- При использовании кавычек для введения фразы, количество результатов существенно сократится. Так, при поиске по фамилии используют кавычки и заглавные буквы при написании текста запроса.
- Используйте оператор И (или +), чтобы уменьшить список ответов.
- В тексте запроса можно использовать усечение (*) - неполное написание слова, чтобы найти страницы, в которых слово упоминается как единственном, так и множественном числе.
- Чтобы сузить поле поиска используйте операторы Google (Yandex и др) Проведите, например поиск в названиях страниц и т.п..
- Полезно обращаться к руководствам по Интернет-поиску, к учебникам и пособиям, выложенным в Сети, например, на сайтах университетов, библиотек.
Статья была написана (синтезирована) на основе анализа данных литературы (см. ссылки) и многолетнего опыта автора.
P.S. Интернет меняется на наших глазах, совершенствуются поисковые системы и сервисы, поэтому Периодическая Таблица Интернета образца 2007 года, увы, устарела...и требуется ее переработка и дополнение...