Академик Николай Басов, лидер лазерной тематики в Советском Союзе, вовлек многих своих коллег в работу по созданию первого лазера, среди них – сотрудники лаборатории люминесценции ФИАН М.Д. Галанин, А.М. Леонтович и З.А. Чижикова. Михаил Галанин с большим энтузиазмом откликнулся на предложение Н.Г. Басова и организовал работу по поиску генерации при накачке кристаллов рубина еще до выхода в свет публикации Теодора Меймана. Спустя всего пять месяцев после публикации Т. Меймана, а точнее 18 сентября 1961 года, в группе М.Д. Галанина заработал первый советский лазер на кристалле рубина.
С тех пор минуло 50 лет, за это время появилось большое количество новых лазеров. Современные лазеры имеют огромное число видов и модификаций, многие из которых не могли себе даже вообразить создатели первых приборов. Это газовые лазеры, лазеры твердотельные и полупроводниковые, лазеры на свободных электронах. Зондирование окружающей среды, оптическая связь, лазерная резка и сварка, обработка металлов, возбуждение термоядерных реакций, диагностика и лечение различных заболеваний, лазерные системы обнаружения и дальномеры – это далеко не полный перечень возможных применений лазерных технологий, не говоря уже о лазерных принтерах и компакт-дисках.
Мазеры, хоть и не столь широко, но также используются в настоящее время, в частности, в космической связи и физических исследованиях. За создание мазера и фундаментальные исследования в области квантовой электроники, приведшие к созданию лазеров, академикам Н.Г. Басову и А.М. Прохорову в 1964 году была вручена Нобелевская премия.
За минувшие полвека данное изобретение прошло огромный путь. Этот путь в лицах и фотографиях можно увидеть сегодня в ФИАН на втором этаже главного корпуса, где развернута выставка фотографий по лазерной тематике, включающая копии уникальных снимков, хранящихся как в архивах института, так и в личных архивах его сотрудников.
Открыл сессию директор ФИАН, вице-президент РАН, академик Геннадий Андреевич Месяц, который сказал, благодаря чему, по его мнению, оказался возможным успех советской лазерной физики. По словам Г.А. Месяца этот успех "был обоснован, во-первых, высококвалифицированными специалистами, обучавшимися в ведущих физических вузах страны; во-вторых, достаточным финансированием со стороны государства; в-третьих, тем, что наша промышленность была в состоянии поддерживать научные исследования собственными приборами, материалами, технологиями".
Сразу после Геннадия Андреевича выступил директор Института лазерной физики СО РАН, академик Сергей Николаевич Багаев. В своем докладе "Спектры сверхвысокого разрешения и их фундаментальное применение" Сергей Николаевич рассказал о фемтосекундных лазерных часах, истории их зарождения, состоянии на данный момент и перспективах развития в будущем. По словам С.Н. Багаева в наши дни благодаря высокой стабилизации частоты колебаний оптических генераторов, в которых используются квантовые переходы атомов кальция, магния, цезия и других элементов, секунда приобрела точное "физико-техническое" определение. Стандарты частоты и времени, которые создаются сегодня российскими учеными, позволяют значительно увеличить быстродействие потребительских навигационных устройств и способствуют развитию помехозащищенности широкополосной связи. Незаменимыми являются лазеры и для развития новых методов локации, в том числе космической.
Директор Отделения нелинейной динамики и оптики Института прикладной физики РАН, член-корр. РАН, доктор физ.-мат. наук Александр Михайлович Сергеев выступил с докладом "Развитие исследований по экстремальным световым полям". Он рассказал о петаваттных лазерах (таких приборов с мощностью 1015 Вт в мире существует всего несколько штук), о технологии усиления чирпированных, то есть частотно-модулированных, световых импульсов, об открытии и свойствах титан-сапфировых лазеров, а также о начале эпохи настольных титан-сапфировых лазеров с мощностью до нескольких тераватт (1012 Вт) и проектах современных мультипетаваттных лазеров.
Заведующий отделом Колебаний и заместитель директора по научной работе ИОФАН, доктор физ.-мат. наук, Сергей Владимирович Гарнов рассказал о развитии лазерных источников мегавольтных сверхкоротких (терагерцовых) импульсов, а также о достигнутых на сегодня успехах в этой области. В настоящее время, по словам С.В. Гарнова, в среде с помощью лазеров можно наводить и изучать поля с напряженностью в миллион вольт на сантиметр. Использование терагерцового диапазона спектра является сегодня и одним из перспективных медицинских приложений лазеров, например, в области безвредного сканирования органов человека.
Руководитель группы полупроводниковых лазеров Нейтронно-физического отдела ФИАН, доктор физ.-мат-наук Юрий Михайлович Попов совместно с Н.Г. Басовым и Б.М. Вулом одними из первых предложили идею создания полупроводниковых лазеров. Выступая перед собравшимися в зале Ю.М. Попов провел целый экскурс по истории создания полупроводниковых лазеров в мире.
Последним выступил главный научный сотрудник Института физики им. Б.И. Степанова НАН Беларуси (ИФ НАНБ), академик НАНБ Павел Андреевич Апанасевич. Его доклад "Лазерная физика в Беларуси: становление и состояние" был посвящен позициям белорусской науки в развитии лазерной физики, ее первым шагам, сделанным еще в советское время, а также трудностям, с которыми пришлось столкнуться белорусским ученым при распаде СССР. Многое П.А. Апанасевич рассказал и о современных работах белорусских ученых.
В завершение сессии всем участникам, внесшим вклад в развитие лазеров в России, были вручены памятные сувениры из неодимового стекла с лазерной гравировкой - "50 лет лазерной эры".