Введение
Находясь на стажировке за рубежом, в Германии, длинными весенними вечерами развлекал себя просмотром 1-2 серий передачи MythBusters или «Разрушители мифов» , которая исходно является продуктом телеканала Discovery. Когда-то давно, лет 5 назад, она вышла в России сначала на малоизвестном (по крайней мере, в «глубинке») канале Rambler, затем переехала то ли на Рен‐ТВ, то ли на СТС, но на центральных каналах её, к сожалению, не транслировали. Потом появились «Мозголомы» на Рен‐ТВ и «Галилео» на СТС. Откровенно говоря, кроме русскоговорящего ведущего, в последних двух достаточно мало сюжетов, сделанных именно в России. Все указанные выше программы общеобразовательного толка, без углубления в те или иные процессы, представляющиеся зрителю. Например, в «Разрушителях мифов» частенько не хватает научной составляющей: в одной из серий, когда они пытались проверить, сможет ли пуля убить человека под водой, Адам и Джейми совершенно никакого внимания не обратили на факт несжимаемости жидкости при увеличении скорости, поэтому искренне удивились, когда пулю от винтовки большого калибра с цельнометаллической оболочкой разорвало прямо у поверхности воды. В «Мозголомах» же обычно просто устраивают какие‐либо взрывы и потрясения для потехи публики. А у программы «Галилео», пожалуй, чересчур обывательских подход к тем или иным проблемам.
И опять‐таки повторюсь, что в России, по какой‐то, мне неведомой, причине, не производятся такие крупномасштабные телевизионные проекты (а‐ля реалити‐шоу) в науке, а жаль!
Идея возникла как-то сама собой и заключается в том, чтобы скрестить между собой несколько жанров (например, реалити‐шоу, научно‐популярный и документальный фильм) и попробовать создать своё собственное - хотелось бы это особо подчеркнуть - российское и в большей степени науно‐образовательное и науно-популярное шоу, нежели описанные выше. И сделать это хочется с одной единственной целью - привлечь в науку школьников, абитуриентов через демонстрацию им того, что наука может и должна быть интересной и увлекательной. Ведь жаловался же лауреат президентской премии, что в науку приходят и спрашивают, а сколько я буду зарабатывать. К тому же сегодня столько много усилий тратится на дистанционное образование (например, мой бывший учитель в СУНЦ МГУ недавно создал и совершенно бесплатно распространяет ролики по неорганической химии – часть из них распространяются через проект nigma.ru).
Честно говоря, наша с вами Россия - какая-то странная страна. Телеканалы тратят деньги на ДОМ-1,2, зацикленные и, в крайней степени, наигранные сериалы, а вот инвестиции, на мой взгляд, в действительно стоящее дело никто вкладывать пока не спешит. Государственные управленцы, видя, мягко говорят, экспоненциальный спад успеваемости в школах, пытаются проводить те или иные меры, способствующие возрождению естественнонаучного образования в средних школах, но при этом, как ни странно, урезаются часы, а также средства на реактивы или приборы. Например, в моей школе поставили супер‐пупер компьютер с проектором и электронной доской в класс по химии, но нехватка реактивов или нереальные, невыполнимые требования техники безопасности не позволяют проводить полноценные и интересные опыты по химии. Другая проблема, более глубокая и более важная - абсолютная незаинтересованность со стороны учащихся постигаемым предметом. Школьники банально не могут воспользоваться поисковиком Google или энциклопедией Wiki, чтобы выполнить домашнее задание. И, к сожалению, я лично сталкивался со множеством таких примеров.
Возникает совершенно логичный вопрос: почему мы до сих пор в России не создали своей собственной, с оригинальной идеей и названием, передачи, посвящённой естественным наукам (химии, физики, математики, биологии, информатики и прочее)? Ведь многие абитуриенты сегодня выбирают ВУЗ наугад, а не целенаправленно идут на тот или иной факультет; многие, когда приходят на химический или физический практикум в ВУЗ, смотрят на реактивы и приборы с бешеными глазами (частенько некоторые реактивы или части приборов пропадают после такой встречи).
Концепция
Времени на детальное и доскональное обдумывание не было, поэтому возможно, что изложенная ниже идея нуждается в некоторой доработке.
Первое, что хотелось бы отметить - наличие драйва в такого рода программе или передаче. Для этого предлагается взять у телешоу особую «атмосферу» и добавить к ней научного содержания. Что я под этим подразумеваю?! От телешоу должна остаться лишь красивая, яркая оболочка (анимации, различные спецэффекты, как, например, ускоренная промотка изображения и прочие свистелки прочее, чем славится наше ТВ). Основная нагрузка этой оболочки - привлечение как можно более широкого круга зрителей.
Вторая важная часть - научное содержание. Я бы предложил сначала проработать такой вариант. Составить телепередачу из различных проектов, которые школьники, к примеру, могут выполнять в командном соревновании. Опять-таки, как вариант, можно взять проекты с соответствующего конкурса олимпиады по нанотехнологиям префектуры ЮЗАО. В конечном счёте, как мне кажется, школьники сами будут присылать темы исследований, формировать команды и прочее.
Как будет всё это проходить?! Для простоты, есть 2 команды по 2/3/4 (нужное подчеркнуть) школьника и есть 1-2 руководителя (пусть будут те же школьные учителя по химии или физики), есть проблема – например, на основании научных статей и прочей литературы создать катализатор и носитель для применения в фотокатализе. В процессе съёмок все не/малопонятные моменты и проблемы будут прокомментированы самим школьниками. Например, они познакомятся с правилами работы в лаборатории и научатся обращаться с теми или иными химическими реактивами, познакомятся с приборами и прочее. В результате через 2-3 недели (ну пусть будет месяц) работы они должны представить свои работы и защитить их на миниконференции. Фактически получается тоже конкурс школьных научных проектов, только на ТВ, и об этом узнают множество других сверстников этих самых школьников и им, возможно, тоже захочется попробовать свои силы.
Ведь самое главное для школьников – интерес и привязка (некоторое количество линкеров между той теорией, которую рассказывают в школе, и тем, чем им придётся заниматься в лабораториях на естественнонаучных факультетах, т.е. реально научной практикой – научными исследованиями). Меня данная проблема миновала, потому что 10 и 11 класс я учился в СУНЦ МГУ, где каждую неделю у нас целый день был отведён под практические занятия по химии, а вот для студентов из «глубинки» практикум зачастую являлся очень сложным занятием. Но если с помощью этой программы мы сможем хотя бы заинтересовать подрастающее поколение, то будет в точности как у Маркса: количество перейдёт в качество. Как мне кажется, эта программа станет пропагандировать, в конечном итоге, «подстёгивание» к самообразованию (фактически к поиску знаний), а это для нашей системы образования будет большой скачок вперёд.
При всём при этом, сама программа должна носить довольно громкое и кричащее название: «Живая наука», например. Да, многие возразят, что здесь мало написано по существу и много, возможно, лишних слов, но, мне кажется, главное – идея создать действительно научное реалити-шоу.
Лирическое отступление
Второй год подряд я занимаюсь с детьми в рамках спецкурса по нанотехнологиям. Фактически эта идея возникла из спора с Гудилиным Е.А., и у меня есть команда, которая готова предложить свои проекты школьникам (а таких ребят и девчат – хотя бы в том же СУНЦ – готовых заняться наукой у нас хоть отбавляй). Да и потом, можно будет проследить за их судьбой, так это ж вообще здорово получится, когда впервые на нашем ТВ (да, пожалуй, впервые на мировом ТВ) удастся отследить историю становления и развития учёного с самых первых его шагов. Вот, например, темы для нескольких пилотных выпусков, которые я мог бы назвать прямо сейчас:
• моделирование поведения наночастиц, стабилизированных ПАВ (экспериментаторы в результате смоделируют броуновское движение частиц своими руками и попытаются на базе средней школы описать его);
• синтез и характеристика квантовых точек (в конечном итоге получатся растворы квантовых точек, которые будут светиться и из которых можно создать украшения для новогодней ёлки или встроить в какой‐либо датчик/сенсор);
• синтез и моделирование производных фуллерена (здесь как раз будет работа и для программистов, и для физиков, и для химиков).
К сожалению, все эти темы больше ориентированы на химию (всё-таки я больше химик по образованию), но мне кажется, труда не составит найти человекалюдей, которым будет этот род деятельности интересен и которые смогут придумать аналогичные проекты по физике (например, в Бауманке есть кружок по нанотехнологиям, где школьники работают на туннельном микроскопе, их‐то как раз можно было бы сориентировать на физику), биологии, информатике и математическому моделированию.
Итого
Я прекрасно понимаю, что найдётся масса скептиков как в научных кругах, так и среди представителей центрального телевидения, и, возможно, многие посчитают, что данная идея большой популярностью пользоваться совершенно не будет, однако мне кажется, что это того стоит. Можно будет показать всей стране, что есть в России пусть пока десяток школьников, но которые готовы заниматься наукой ради собственного интереса, которые готовы пожертвовать какими-то устремлениями в карьерном плане, но при этом действительно творить и создавать что‐то новое.
И опять‐таки, я прекрасно понимаю, что снять очередной сериал, гораздо проще и дешевле (по накатанным рельсам вагон обычно идёт хорошо), наши мамы/бабушки его, наверное, с удовольствием посмотрят. Однако через 10‐15 лет сегодняшний 10‐11‐классники будут основой нашего общества, а при их сегодняшней ЕГЭшной подготовке, к сожалению, они не смогут просто-напросто двигать науку, экономику, политику и любые другие сферы человеческой деятельности вперёд. Причём, осознал я это только, когда приехал в Германию и увидел своими глазами тестовую систему в действии, когда соотношение примерно такое, что в группе сдающих коллоквиум студентов, лишь 2‐3 человека реально знают предмет, а многим просто нет дела до этого. Посему я предлагаю хотя бы попробовать показать живую, реальную, науку в её движении, развитии, показать, что путь в науке нелёгок, но вместе с тем безумно приятен для человека, которому наука интересна и он не променяет её ни на какие миллионы у.е. и вольготную жизнь в своё удовольствие!
PS: Если кому-то действительно станет сия затея интересной или кто-то захочет поделиться своим мнение, но не сможет/ не захочет (нужное подчеркнуть использовать комментарии), то связаться со мной можно по e‐mail: smirnovea (at) gmail.com‐ Смирнов Евгений Алексеевич.