Вы никогда не пытались создать свой суперкомпьютер из того, что есть у вас – и у ваших друзей – дома? 3 апреля 2004 года выпускники Университета Сан Франциско собрались для того, чтобы сделать именно это – под руководством кураторов курса они провели эксперимент по созданию суперкомпьютера, который можно построить, использовать и разломать в течение одного дня.
В команде были задействованы сотни людей, готовых пожертвовать свой труд – а также свои компьютеры – чтобы построить суперкомпьютер FlashMob I. Начав накануне ночью, они проложили более 15 км кабеля, который обрезали, когда с ним становилось слишком сложно работать, подсоединяли десятки роутеров, и в результате соединили вместе 700 компьютеров, которые отвезли в университетский спортзал. Пока собирался импровизированный суперкомпьютер и определялась его скорость работы, участники могли участвовать в турнире Xbox или слушать лекции экспертов по работе суперкомпьютеров.
Это была действительно популярная наука. Все исследования проводились на глазах у простых людей, и, что еще важнее, с их участием. Команда экспериментаторов FlashMob включала не только исследователей, которые распланировали эксперимент, но и сотни людей, далеких от науки. В отличие от большинства исследований аудитория не была ни толпой, жаждущей зрелищ, ни объектом проведения экспериментов.
Само проведение новейших исследований перед глазами изумленной публики не представляет собой ничего нового. Еще в 1595 году в Университете города Падуи, тогда ведущего анатомического центра Европы, был открыт анатомический театр. На вскрытия свободно приглашались как студенты, так и простые граждане, а в перерывах между действиями их развлекали музыкой. А не далее века назад, прогуливаясь по универмагу Блумингсдейлс в Нью-Йорке, можно было наблюдать физика колумбийского университета Герберта Хокса, проводящего свои исследования в области рентгеновского излучения.
В течение последней сотни лет наука для зрителей вышла из области исследований и стала служить лишь для демонстрации и даже развлечения. Пятьдесят лет назад Ательстан Спилхауз, океанограф и популяризатор науки (он более пятнадцати лет сочинял научные комиксы «Наш новый век» - «Our New Age») назвал науку «экзальтированным способом интеллектуального развлечения», подобного музыке и поэзии. Спилхауз разумеется имел в виду рецензированные и качественные исследования, которые достойны стоять в одном ряду с концертом симфонического оркестра, а между тем все больше внимания уделяется около научным роликам на YouTube вроде смешивания Кока-Колы с "Ментосом" (более 10000 просмотров). И это – показуха, а не настоящая наука. И такая тенденция должна настораживать.
Основной целью популяризации науки должно стать стремление сохранить общественную поддержку - финансовую или моральную, а также, возможно, возможность контроля над природой. Но если предположить, что публичные эксперименты аналогичны театральному действию, то какова в них роль публики? Раньше зрители выступали только в роли свидетелей проводимого эксперимента. В 17 веке лучшей практикой считалось участие в экспериментах не-специалистов. Большим любителем публичных экспериментов был Роберт Бойль, и стандартная процедура подтверждения подлинности экспериментов вновь созданного Королевского Сообщества включала сбор подписей свидетелей. Даже в своих записях Бойль описывает эксперименты так, словно читатель присутствует рядом. Сегодня, когда наука перестала быть сакральной, основной целью становится привлечь новых молодых ребят, которыми будет двигать любопытство и стремление открыть что-то новое.
В нашей стране популяризация науки сейчас тоже вышла на новую ступень. Московским Университетом регулярно организуется Фестиваль науки, где любой желающий может увидеть последние достижения ведущих лабораторий во всех областях - от нанотехнологий до "видящих" роботов. Недавно в политехническом музее прошла популярная выставка по нанотехнологиям, где простыми словами ребятам и их родителям рассказывали о самых сложных и новых разработках в этой области. Многие новостные агентства, такие как Infox, специализируются на освещении именно научных достижений.
Так что будем надеяться, что все эти усилия привлекут в науку массы талантливой молодежи, а Россия наконец-то вновь окажется на передовом рубеже науки.