- Опубликована информация об ОЧНОМ ТУРЕ олимпиады
- ПРИЕМ РЕШЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРА ЗАКРЫТ!
- ОПУБЛИКОВАНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ РАБОТ, ПОДАННЫХ ЧЕРЕЗ САЙТ (пока ТОЛЬКО автоматическая проверка «теста» через сайт с учетом файлов приложенных решений)
- "Бумажные" работы - в процессе обработки. Санкт - Петербург: проверен (данные ниже), Екатеринбург: проверен (данные ниже), Ростов: проверен (данные ниже), Белгород: проверен (данные ниже), Москва: проверена (результаты ниже), Уфа: проверена (результаты ниже), Омск: проверен (результаты ниже).
В региональном (в этом году - экспериментальном) туре через сайт участвовало – 112 участников. Общее число участников (с пересечениями с числом участников, решавших задачи через сайт и пока без участников в г.Екатеринбурге) – более 450 человек, в том числе: Белгород – 164, Казань (через Интернет), Москва – 97, Санкт – Петербург – 7 присланных решений, Ростов – на Дону – 12 (пересечение с пробным ЕГЭ), Омск – 86, Уфа – 68, Екатеринбург – 17 (учтенных, через Интернет). Списки ниже будут дополняться в процессе проверки:
Победители тура (2/3 от максимума, памятные дипломы)
- {Гудилин Евгений Алексеевич} (максимум, вне партий, вне конкуренции) 58 баллов
- Чумакова Валентина Тарасовна (ГОУ ЦО 1420, г.Москва, 11 класс) 57 баллов
- Копиев Григорий Витальевич (ГОУ "Лицей №1586", г. Москва, 11 класс) 46 баллов
- Табачников Эдуард Владимирович (МОУ СОШ №44, г. Рязань, 8 класс) 43 балла
- Минайлов Сергей Владимирович (ГОУ "Лицей №1586", г. Москва, 11 класс) 42 балла
- Рубцов Георгий Сергеевич (ГОУ "Лицей №1586", г. Москва, 10 класс) 41 балл
- Фалалеев Николай Сергеевич (ГОУ СОШ №224, г. Москва, 10 класс) 40 баллов
- Сорокина Юлия Сергеевна (ГОУ ЦО 1420, г.Москва, 10 класс) 40 баллов
- Берекчиян Михаил Вартанович (МОУ "Чалтырская СОШ №2", с.Крым, Ростовская обл., 11 класс) 39 баллов
- Кононенко Алексей Юрьевич (СУНЦ МГУ, 11 класс) 38 баллов
Призеры тура (более половины от максимума, памятные грамоты)
- Фатеев Сергей Анатольевич (Аничков лицей, Санкт – Петербург, 10 класс) 36 баллов
- Фуртичев Никита Александрович (ЧОШ "Данко", г. Москва, 11 класс) 35 баллов
- Ветошев Игорь Михайлович (КРФМЛИ, г.Сыктывкар, 10 класс) 35 баллов
- Кириллов Ростислав Андреевич (МОУ "Лицей №110 им. Л.К. Гришиной", г. Екатеринбург, 11 класс) 35 баллов
- Иванов Игорь Андреевич (ГОУ "Лицей №1586", г. Москва, 10 класс) 34 балла
- Мазуркевич Игорь Евгеньевич (МОУ "Лицей №110 им. Л.К. Гришиной", г. Екатеринбург, 11 класс) 33 балла
- Загородских Владимир Дмитриевич (ГОУ "Лицей №1586", г. Москва, 10 класс) 32 балла
- Сунагатуллина Юлия Рафиковна (Белорецкий лицей-интернат, 11 класс) 33 балла
- Незнанов Владимир Евгеньевич (КРФМЛИ, г.Сыктывкар, 10 класс) 32 балла
- Пузанов Алексей Сергеевич (МОУ "Жирновская СОШ", Ростовская обл., 11 класс) 31 балл
Участники, допущенные на очный тур (как «вольнослушатели», только для ШКОЛЬНИКОВ) в дополнение к двум предыдущим группам (больше трети баллов от максимума), начиная с 20 баллов)
24 |
|
21 |
|
23 |
|
21 |
|
25 |
|
22 |
|
21 |
|
Скопец Владимир Александрович |
26 |
Базанов Даниил Романович
|
25 |
Уткин Андрей Геннадьевич
Власов Егор Владимирович |
29
22 |
22 |
|
29 |
|
27 |
|
24 |
|
29 |
|
20 |
|
26 |
|
21 |
|
25 |
|
20 |
|
24 |
|
23 |
|
28 |
|
27 |
|
24 |
|
22 |
|
21 |
Примечание: студенты и уже прошедшие на очный тур участники решали ради тренировки. Лучшие участники (набравшие более трети баллов от максимума, то есть 58 / 3 ~ 20 баллов и выше) могут принять участие в очном туре в качестве «вольнослушателей». Участники – победители и призеры (более 2/3 и половины от максимум, соответственно) получат памятные дипломы и грамоты. Баллы остальных участников будут содержаться в электронном сертификате по результатам олимпиады (будет доступен в каждом профиле участника олимпиады по ее завершении). Баллы за проверку «бумажных» работ (из Уфы, Екатеринбурга, Ростова – на - Дону, Москвы) будут выставлены после ручной проверки.
Небольшой разбор задач (наиболее сложные случаи разобраны в прилагаемом файле).
1. Слоновий питомник. Как оказалось, это была самая сложная (но простая по сути) задача. Немного проверяет арифметику, планиметрию, немного - физику, немного - химию. Но главное, она проверяет аккуратность и внимательность. В принципе, на наш взгляд, такие задачи оптимальны. В среднем на нее у школьников уходил 1 час на полное решение (хотя мы расчитывали минут на 20).
Ключевой момент - подсказка в условии задачи о "поверхностной плотности" углерода. Практически все арифметически правильно, по пропорциям, рассчитали размеры нанотрубки (это элементарно, 2.5 и 25 нанометров ). Но вот потом начались сложности с высчитыванием массы нанотрубки. Это несколько тысяч атомов углерода, поэтому вполне можно было пренебречь зубчатой структурой на краях (из - за углеродных шестиугольников, из которых построена нанотрубка), и поэтому площадь просто определялась из формулы площади для цилиндра. Или же даже для прямоугольника, если мысленно трубку разрезать и развернуть. Одна сторона считалась равной длине, вторая бралась из формулы для длины окружности через радиус. Пока все просто. А вот потом надо было сообразить (хотя есть и другие варианты), что число атомов углерода можно определить, разделив всю эту площадь на площадь одного строительного поверхностного блока - шестиугольника из атомов углерода, а потом умножить на число атомов углерода, "уникально" принадлежащих каждому шестиугольнику. Площадь шестиугольника в нормальных школах не проходят, но это и НЕ НУЖНО помнить, надо разрезать шестиугольник на шесть треугольников, либо на прямоугольник и два треугольника, после этого она легко считается (правда, синусы для этого весьма пригодятся, но в 9 классе во многих случаях их уже проходят). Очень многие ошибались с числом атомов углерода в три раза, поскольку шестиугольники сочленены и КАЖДЫЙ атом углерода принадлежит трем соседним ячейкам, то есть только "треть" его уникальна. Так что у шестиугольника в сумме только "два" собственных углерода! После этого некоторые забывали умножить найденное число не только на 12 (относительная масса атома углерода), но и на "переводной коэффициент" - атомную единицу массы, что только и позволяет узнать массу нанотрубки не в атомных массах, а в реальных массах атомов, выраженных в граммах. После этой планиметрии, совмещенной с самыми основами химии, то есть атомно - молекулярного строения, наступала тривиальная физика. Надо было аккуратно подсчитать знаменитую mgh (m - масса нанотрубки, g - ускорение свободного падения, h - рост слона), не запутавшись в граммах, метрах и их производных. Конечно, ожидалось, что школьники скажут, что работа равна величине увеличения потенциальной энергии нанотрубки или силе (mg) на расстояние (h), но эту формулу многие просто брали без комментариев, хотя нужно было показать применимость именно этой формулы (1.47 * 10 в степени -29 Джоуля). При условии правильной работы с размерностью потом оставалось только вспомнить формулу сахарозы, записать с нужными коэффициентами уравнение ее сгорания и определить из условия равенства работы по поднятию нанотяжестей и теплоты сгорания сладости количество сахарозы. Если честно, требование подсчитать массу сахарозы для 10 молей нанотрубок, поднимаемых одна за другой в течени вечности одним нанослоном (как вариант было моментальное поднятие армией из 10 молей нанослонов каждым по одной нанотрубке!) возникло из -за того, чтобы не писать много нулей в ответе. Заодно нужно было школьникам вспомнить, что такое моль и, соответственно, что такое число Авогадро. После этого выходил правильный ответ (были участники, и далеко не один, которые это подсчитали!) 5.4 нанограмма. Вот такой прожорливый нанослон.
2. Мучаем углерод. Очень простая химическая задача на простейшие уравнения и "нормальные условия". Пересчитать объем газа в моли, зная объем при н.у. идеального газа, потом прикинуть уравнение реакции и по молям определить форму фуллерена, С84. Это "мячик", и в этом смысл его существования. Графан - гидрированный по кратным связям графена продукт, его формула просто была показана на рисунке, 1.08 грамма. А вот хороший графен, в отличие от фуллерена, должен быть однослойным и плоским.
3. Волосы нанорусалки. Чисто геометрическая задача с попыткой считать ее "параметрической". Как только участник понимал, что поясок можно "склеить" из N правильных шестиугольников по "верхним" и "нижним" "сторонам" (это и есть подгоночный параметр), замкнув первый и последний друг на друга, все становилось ясно. В сечении все равно будет что - то типа окружности, диаметр которой равен наибольшей диагонали ромба, а ее посчитать можно, зная из условия угол и сторону. Дальше - расчет "ширины" шестиугольника, исходя из стороны и угла у вершины (тоже ведь 120 градусов!). А затем - чистая арифметика (точнее, примитивное деление одного на другое). Предпочтение в пользу 9 или 10 звеньев (целых чисел) следует сделать в большую сторону. Да, чуток будет поясок болтаться, но при меньшей величине селен просто не поместится в нанотрубке.
4. Время жизни ограничено... САМАЯ простая задача, правда, только для тех, кто встречался с натуральными логарифмами. Зри в корень! А не в сложнейший механизм люминесценции в металлорганических соединения. Жаль, что некоторые участники испугались этой задачи. Она даже не требует калькулятора. И при этом ... заставляет намертво запомнить, чему равен прямой угол и ... когда год рождения графа, великого писателя, философа Льва Николаевича Толстого. Итак, если мы запишем год рождения Льва Николаевича два раза - 1828 и 1828, потом биссектрису прямого угла в градусах, 45, потом величину самого прямого угла и опять биссектрису, а слева приставим скромно 2.7, то получим с невообразимой точностью (о которой Вы наспор можете выигрывать шоколадки у знакомых) иррациональное число Эйлера e = 2,718 281 828 459 045 235 360 287 471 352 662 497 757… То, что в задаче дается с такой огромной точностью некое число, должно было сразу насторожить участников. И неспроста! потому что в этом случае искомые времена и величины w под экспонентой должны быть равны (ведь в задаче ищется время затухания, то есть отношение I0 к I, а "e" в степени 1 равно строго "e"). Поэтому либо методом внимательного всматривания, либо логарифмированием находим искомое соотношение 0.45 : 1.5 : 3.0 = 3 / 10 / 20. Последний вопрос на 10 баллов - где тут сложности???
5. Жертва во имя наноэлектроники. Проверяет примитивную геометрию, понятие "плотность", "молярность" раствора. Единственная сложность - знать, что диоксид кремния в водном растворе реагирует с фтористоводородной (плавиковой) кислотой с образованием специфической кислоты H2[SiF6], но это знают все, кто хоть немного знает химию. Неточности были у многих участников в том, что писали SiF4, а это газ, ... который при реакции с плавиковой кислотой и дает H2[SiF6]. Поэтому сумма коэффициентов в уравнении равна 10. Для подсчета массы раствора надо подсчитать объем слоя диоксида кремния, затем, через плотность, его массу, количество молей, пересчитать в количество молей HF по уравнению реакции, затем найти объем раствора по известной концентрации и, приняв плотность равной плотности воды, найти массу, 78 грамм, как и просили. Все просто. Не то, что нанослон.
6. В пух и прах! Если вас кто - нибудь когда - нибудь спросит, какие жидкие при комнатной температуре соединения Вы знаете, не задумываясь, кричите четко и ясно: "Тетракарбонил никеля!" И пусть Ni(CO)4 повергнет врагов. Причем в буквальном смысле. Это ядовитая жидкость (тепература кипения всего около 40 градусов цельсия), которая разлагается при скромных температурах с образование высокодисперсного каталитически активного никеля и ядовитого моноксида углерода (азот, имеющий ту же молекулярную массу 28 и, конечно же, ту же самую плотность по водороду 14, что и СО, не подходит, потому что смесью кислорода с азотом - воздухом - мы дышим, а СО - это и есть угарный газ!). Зная, что это 28 элемент, легко подсчитать реальную массу 1000 атомов. Если объем нанопорошка умножить на плотность, будет масса всех этих 1000- атомных частиц вместе взятых. Поэтому, поделив одно на другое, получаем 1,204 * 10 в степени +20 наночастиц. Не так уж и много. Кстати, кроме всего прочего, у никеля в карбониле, как нетрудно видеть, степень окисления строго НОЛЬ!
Вот что можно легко найти в Интернете об этом замечательном веществе: "В 80-х годах прошлого века в лаборатории Людвига Монда – крупного инженера-химика и промышленника, одного из основателей химической индустрии Англии – шла работа по очистке газов от примеси окиси углерода. Окись углерода пропускали над накаленным никелем. Случайно заметили, что по окончании опыта, когда никель почти остыл, пламя отходящей окиси углерода из бесцветного сделалось белым. Непонятный факт стал интригующим, когда выяснилось, что это белое пламя на холодном фарфоре оставляет металлический налет. Казалось совершенно невероятным, чтобы такой металл, как никель, давал летучее соединение с окисью углерода. Опыты были повторены еще и еще раз. Когда избыток скиси углерода был поглощен аммиачным раствором хлористой меди и исследователям – Монду, Лангеру и Квинке – удалось сконденсировать в смеси снега с солью первые капли тяжелой бесцветной жидкости, они окончательно уверовали, что никель дает соединение с окисью углерода. Новое вещество – одно из самых интересных соединений элемента №28 – назвали карбонилом никеля. Карбоппл никеля потряс воображение химиков мира. Соединение тяжелого металла с газом – жидкое, текучее, летучее, как эфир! Формула NiC4O4, не укладывающаяся ни в какие представления о валентности. Менделеев писал: «Мне кажется, что ныне еще рановременно судить о строении столь необыкновенного вещества, как Ni(CO)4». Лишь когда развились физические методы исследования молекул (рентгеновский, электронографический, спектроскопический), удалось установить, что на самом деле молекула карбонила никеля – тетраэдр с атомом никеля в центре.
Карбонил никеля легко взаимодействует с кислородом, давая окислы никеля и свободную окись углерода; аналогичная реакция протекает с элементарной серой. Смесь паров карбонила никеля с воздухом самопроизвольно вспыхивает, а иногда и взрывается. Если к тому же вспомнить о сильной токсичности карбонила никеля, то можно посочувствовать исследователям, впервые столкнувшимся с этим веществом. В свое время оно было одним из наиболее ядовитых веществ, известных человеку, и состояло в списках боевых отравляющих веществ ряда держав. Теперь карбонил никеля переведен в список просто вредных веществ. Предельно допустимая концентрация его в воздухе производственных помещений 0,0005 мг/м3.
Задолго до того, как прояснилась природа удивительной молекулы, и были изучены ее химические реакции, Монд разгадал практическую ценность открытого в его лаборатории вещества; раз реакция синтеза карбонпла никеля обратима, можно, действуя окисью углерода на никельсодержащий материал, «испарять» никель в виде карбонила, а затем, нагревая карбонил, получать чистый металл. {Прим.: это один из практических способов его очистки} «Карбонильный никель», особенно порошковый, отличается рекордной чистотой; он незаменим в производстве металлокерамики. Термическое разложение карбонила никеля – способ получения не только металлического никеля как такового, но и никелевых покрытий, а также катализаторов на основе никеля."
7. Магнитные палочки. А это уже про железо и про его кристаллическую решетку, точнее, про ржавчину. Почти всех сбил с толку первый вопрос про позеленение. Точнее, сначала "на автомате" многие считали, что если купорос, то обязательно медный. Но это не так, есть еще и другие продукты реакции металлов с серной кислотой - железный, никелевый купорос и пр. Так вот, при реакции раствора кристаллогидрата сульфата железа (II) выпадает гидратированный Fe(OH)2, который очень бледно окрашен. ОДНАКО, если вода водопроводная, то есть содержит растворенный кислород, то из-за примеси гидратированного оксида железа (III) образуются соединения ("твердые растворы") со смешанной степенью окисления железа. Попробуйте сами в школьной лаборатории - увидите это своими глазами (примеси меди, никеля и пр. тут ни при чем!). Вот они - то грязно - зеленые, хотя при полном окисления при длительном пробулькивании воздуха образуется оранжево - коричневое вещество "Б" Fe(OH)3. Строго говоря, это все гидратированные оксиды с переменным количеством воды, но идеально в уравнении реакции (во всех частях, при общепринятой записи) 4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3 сумма минимальных целых коэффициентов равна 11. Далее, плотность - это масса, деленная на объем. Например, молярная масса (масса 1 моля), деленная на молярный объем. Первое мы ищем. Второе - это один моль (не забывайте про число Авогадро, иначе чушь получится!) элементарных ячеек с учетом того, что в них 10 2/3 формульных единиц. Объем ячейки - объем куба со стороной 8.35 ангстрема (то есть в кубе). Таким образом, получится 160, то есть Fe2O3. Неужели сложно? Просто надо сесть и подумать - все получится!
8. Как напечатать материнскую плату. Говорят, в школах начали изучать теорию вероятности (при том, что школьники не знают логарифмы и другие, более элементарные вещи, а мы, отсталые студенты МГУ, начинали теорвер аж со второго курса). Так вот - эта задача на теорию вероятности, а точнее, это даже некая демонстрация известного численного метода - метода Монте - Карло, то есть метода "случайного тыка". Реально нужно найти соотношение площади и сумму площадей сечений. В первом случае - высохшей капли (объем капли, данный по условию, делим на толщину "кляксы", тоже данную по условию), во втором случае через заданный объем капли и плотность воды (вряд ли золь, суспензия сильно плотнее) находим массу всего, что есть в капле (несколько приблизительно, но уточнения дадут небольшие приращения в точности), затем берем нужный процент по массе (это уже масса квантовых точек), делим на плотность сухого остатка чужеродных частиц (квантовых точек), находя суммарный объем, потом в приближении монодисперсности (у всех одинаковый диаметр, кто - то путал в решениях диаметр и радиус) находим объем одной квантовой точки и затем - делением - число частиц. А зная число частиц с известным радиусом, нетрудно найти суммарную площадь уже "кругов" с таким радиусом (то есть, собственно, сумму наибольших по площади сечений). Когда тончайшая иголка СЛУЧАЙНО тыкает во всю эту "кашу", она может попасть либо в вещество квантовой точки, либо мимо, как "пальцем в небо", то есть в пустую подложку. Поэтому искомая величина - просто соотношение найденных площадей, в 26 случаях из 1000 удастся попасть именно в квантовую точку.
9. Фотозагадка. Эта задача на достаточно творческих и эрудированных школьников, увлекающихся криминалистикой и детективными историями. Начинать ее решать нужно с конца. Если из - за эффекта Тиндаля лазерный луч становится виден, значит, этот раствор не истинный и содержит наночастицы. Очевидно, что частицы магнитные и из перечисленных вариантов более всего подходит железо, точнее, его соединения (а в водной среде это будут, скорее всего, простые или сложные оксиды). Они не притягиваются сразу к магниту, поскольку что - то их "стабилизирует в растворе". Так как по условию в растворе нет органических соединений, поэтому, скорее всего, нет никаких поверхностно - активных веществ, которые ОБЫЧНО стабилизируют такие частицы. Другая возможность состоит в том, что частицы достаточно маленькие (собственно, НАНОчастицы) и несут на поверхности небольшой заряд, из - за которого они все отталкиваются друг от друга (одноименные заряды отталкиваются) и не выпадают в осадок. Изменение прозрачности раствора при вращении магнита - самая большая загадка. Однако можно предположить, что это могут быть наночастицы анизотропной формы, которые образуют вдоль линий магнитного поля определенные структуры, строение которых изменяется при повороте магнита. На самом деле в баночке находятся гексагональные пластинки субмикронного размера (толщиной около 10 - 30 нанометров) такого жесткого (ферро)магнетика, как гексаферрит стронция, полученного проф. П.Е.Казиным, к.х.н. Л.А.Трусовым и их коллегами (МГУ). Последнее явно было не угадать, если только очень внимательно не читать материалы сайта Нанометр. Мы на это не рассчитывали и принимали любые разумные гипотезы.
10. Цитотоксичность наноматериалов. Задачи по биологии в области наноматериалов труднее всего перевести в тесты по той причине, что огромное белое пятно с множеством плюралистических мнений. Поэтому в случае 10 задачи мы смотрели подробно приложенные к задачам файлы ответов.
Вообще же, вследствие малых размеров наночастицы могут проникать в те части или органы биологических объектов, которые ранее были труднодоступны для аналогичных материалов, не являющихся наночастицами (например, проникая через гематоэнцефалический барьер в мозг). Еще одна проблема может быть вызвана тем, что из-за малых размеров наночастицы способны “обманывать” иммунную систему организмов, что может вызвать серьезные нарушения в работе всего организма. Таким образом, при оценке безопасности применения и использования наночастиц наиболее целесообразным является не только и не столько обнаружение наночастиц в различных частях биологического объекта, но и, в первую очередь, оценку общего состояния организма, подвергшегося воздействию наночастиц или наноструктурированных веществ. При этом если воздействие, оказываемое наночастицами мало, то наиболее заметным оно может стать, если исследуемый объект подвергается воздействию дополнительных раздражителей (стресс, физическая нагрузка и т.д.). Исходя из экспериментальных данных можно предположить, что одним из механизмов вызывающим гибель клеток при их инкубации с наночастицами серебра является активация окислительного стресса. При этом известно, что активные формы кислорода, такие как например супероксид-анион радикал, могут спонтанно образовываться на поверхности наночастиц серебра. Кроме этого есть данные о том, что наночастицы серебра могут вызывать ингибирование активности ряда важнейших антиоксидантных ферментов. Все это в совокупности ведет к окислительному стрессу и как следствие к активации процессов перекисного окисления липидов, что в конечном счете и приводит к гибели клеток. Известно, что наночастицы способны накапливаться в организме человека и животных. Работами последних лет было установлено, что накопление наночастиц различной природы происходит в главным образом в печени, и меньше в кровеносной системе, селезенке и почках. Также было установлено, что эритроциты способны связываться с наночастицами, выполняя таким образом, роль переносчиков наночастиц в организме.
Перенос внутрь клетки может происходить как путем проникновения через мембрану, так и путем эндоцитоза – захвата частицы в мембранный пузырек, который отшнуровывается внутрь клетки. Проникновение веществ через мембрану может осуществляться пассивно – путем диффузии по градиенту концентраций, и активно – за счет затраты энергии. Молекулы могут диффундировать как просто через липидный бислой – вода и ионы – очень медленно, гидрофобные молекулы – быстрее, но они накапливаются в мембране, кроме того, им необходимо преодолеть энергетический барьер на поверхности мембраны, где находятся зараженные группы. Хорошо проникают через мембрану амфифильные молекулы. Для транспорта молекул лекарственных соединений через мембрану можно добавить к ним гидрофобный фрагмент. Поскольку внутренняя поверхность мембраны обычно отрицательно заряжена, для перехода внутрь клетки добавляют положительно заряженный фрагмент. Для адгезии макромолекул или наноразмерных частиц на поверхности мембраны используют их модификацию специфическими антителами и зарядом.
Проф. И.А.Зверева (Санкт - Петербург), мнение: "В туре прияли участие только 7 человек, все из Аничкова лицея г. Санкт-Петербурга, ученики 10 и 11 классов. По собранной информации и из частных источников стало известно уже дня за два до регионального тура, что многие участники Олимпиады, регистрировавшиеся ранее и пожелавшие принять участие в региональном туре, предпочитают делать это из дома (школы) со своих компьютеров, тем более, что в этом случае время на решение гораздо больше, чем 4-5 часов. Участники с интересом и воодушевлением писали и остались довольны, хотя и устали. Планировали, как будут на следующий год более подготовлено подходить к Олимпиаде. Мечтали поехать в Москву. Впечатление, что они ожидали немного других задач. Но это и хорошо. Готовым нужно быть ко всему. Может, в этом и урок, использовать свои знания не так, как привык. Очный региональный тур – дело хорошее, так как видно, что именно самостоятельно решаются задания без помощи взрослых и друзей. Проводить тур в компьютерном классе будет значительно легче, так как не надо потом разбирать ужасный почерк современных школьников. Да и пересылать в Оргкомитет Интернет-Олимпиады будет проще. Однако, возможность выхода в Интернет с компьютера не исключает помощи со стороны. Поэтому «бумажный вариант» способствует объективной оценке и отбору контингента для команды из региона. Информация о Региональном туре должна быть с самого начала проведения Олимпиады и ребята должны быть к этому готовы. "
Проф. Э.Р.Жданов (Уфа), мнение: "Проведение олимпиады показало следующие моменты, на которые надо обратить внимание:
- Подбор задач. 7 из 10 задач требовали знаний химии на уровне профильных классов. При этом физика и тем более биология была ущемлена. Знания физики требовали 3 задачи, а биологии – 1.
- Интернет-вариант задач был снабжен дополнительными подсказками – возможность приблизительно видеть какие порядки числовых значений могут получаться и если твой ответ отсутствует в списке – то можно перерешать задачу. В бумажном варианте таких сравнений нет.
- Благодаря административному ресурсу информация о региональном туре дошла и до отдаленных городов. Например приехали представители из г.Белорецка за 350 км.
- Участвовало 68 учащихся и еще несколько человек через Интернет из г.Сибая. Хотя они хотели приехать, но 650 км. До Уфы все же их смутили. Рассчитывали человек на 150, но к сожалению, 10 апреля проходили еще 2 олимпиады в авиационном и нефтяном университетах. Народ пошел и туда.
- Понравилась схема отправки решений в оргкомитет. Существенная экономия на экспресс почте.
- Для организации тура привлекались студенты 1 курса специальности «Нанотехнологии». Причем они сами были не прочь порешать.
- Представители команд выразили благодарность за приглашение и организацию такого тура. Каждому образовательному учреждению (всего 11) мы от имени ректора вручили благодарственное письмо за участие.
- Можно ли рассмотреть вопрос о финансировании поездки абсолютного победителя регионального тура? (своеобразное гран-при). Мне кажется надо принять такое решение."
А.В.Максаков (Белгород), мнение: "В целом больших проблем не было. Были только небольшие. С первым, с чем столкнулся, - это с распространением информации об олимпиаде. Школы были проинформированы слабо. ... Но все же у нас участвовало 164 школьника с 9 по 11 класс, все они из города, до области не успели донести. Часть школьников, это 51 человек (которые пожелали сами пройти электронный вариант решения) мы рассадили за компьютерами с доступом только к ... сайту. Остальные же остались писать в аудитории. ... Многие говорили, чтобы их раньше предупреждали и точно информировали. С этим на следующий год постараюсь справиться, не подумал об этом, когда делал объявления, я написал, что по четырем предметам, но не указал что сразу по четырем. Хотя те кому было интересно, звонили и уточняли. Пара задач школьникам не понравилось, они даже не решали, это про время жизни дисплеев и еще какую-то (сложные сказали). Многие неготовы были к решению такой сложности задач. ... Также хотелось бы, чтобы победителям регионального тура присваивался статус победителя, а не вольнослушателя (чтобы им оплатили проезд и проживание). Ведь некоторые дети не имеют доступа к интернету, а значит, не могут решать заочный тур, хотя очень заинтересовались после рассказанного нами. Ведь очень много талантливых и умных детей есть среди населения, которое является малообеспеченным, и не могут позволить себе такую роскошь, как компьютер и интернет, тем более поездку в Москву, а так хочется, чтобы и они имели возможность поучаствовать в очном туре. На следующий год хотелось бы чтобы хотя бы небольшие средства выделялись перед началом регионального тура для распространения информации (поездки по школам с разъяснениями, листовки об олимпиаде, объявления в газете и т.д.), и в принципе все то что было заявлено в анкете на следующий год. "
Проф. Юзюк Ю.И., зав. кафедрой нанотехнологии ЮФУ (Ростов-на-Дону), мнение: "В региональном туре участвовали 12 учеников 10-х классов. Решение о проведении тура в Ростове было принято 7 апреля, и за два дня оповестить всех интересующихся было весьма сложно. Проведение пробных ЕГЭ в Ростове с 7 по 21 апреля не позволило учащимся 11-х классов принять участие в региональном туре. Участники ожидали увидеть задачи, более приближенные к школьным, и первое прочтение условий их несколько ошарашило (графен, графан, фуллерен...). Изящность предложенных задач они оценили несколько позже, и большая часть участников боролась до конца. Особенно старались учащиеся Лицея №1 «Классический» (см. фото). Регламент регионального тура, наверное, надо менять. Те, кто остался дома и решал через интернет, имел больше времени и мог пользоваться чем угодно. Писавшие «бумажный вариант» оказались в невыгодных условиях. Это организаторы должны учесть при оценке работ. Предлагаю Региональный тур в «бумажном варианте» проводить до начала интернет - тура, чтобы привлечь тех, кто ещё не знаком с сайтом Олимпиады. Региональные площадки нужно определить заблаговременно, тогда будет возможность работать систематически со школами на местах. Потребуются затраты на плакаты, объявления в газетах, рассылку листовок, но это того стоит!"
Доцент Л.А.Жарких, Омский государственный педагогический университет, кафедра химии и методики преподавания химии, мнение: "В Омске всего приняло участие 86 учащихся из 13 школ, лицеев г. Омска. Область пригласить не успели из-за временных рамок. Решали ребята задания не в электронном варианте. Мотивационный момент присутствовал на общем "собрании" - выступали победители заочного тура Безуглов Александр и Соколова Елена. Выступали с презентацией о нанотехнологиях, объектах и т.д. и своим личным присутствием, рассказом о себе подтвердили, что если у тебя есть стремление что-то узнать, решить, занимайся и станешь победителем. Заинтересованность у учащихся была, но многие говорили, что им не хватает знаний. Некоторые девятиклассники просили сообщить им на следующий год, когда будет такая олимпиада, обещали по-готовиться. Были конечно и "случайные" участники, которые пришли просто так. Поэтому, м.б. нужно проводить "отборочный" тур, а потом приглашать настоящих заинтересованных детей? После проведения олимпиады, самой захотелось что-то для них организовать, м.б. элективный курс, что бы лучше подготовить. ... Как отметить учащихся, пусть не победителей, но кто пытался с уровнем своей подготовки решать задания? Решили отметить их на вузовском уровне. Учителей, организовавшим детей, тоже отметим благодарственными письмами. Задания для бланкового решения должны быть "мягче" тех, что для интернет-олимпиады, дети все же ограничены временными рамками. В целом, мероприятие удалось, даже если с нашей стороны из 9-х или 10-х классов вырастет еще парочка победителей таких как Безуглов А., Соколова Е. будет прекрасно."
regioninternet.pdf (133.71 Кб.) Первые (и не последние) результаты регионального тура (только для тех, кто подавал работы через Интернет). | |
somesolutions.pdf (117.69 Кб.) Наиболее длинные численные решения некоторых задач, предложенных для участников ветераном наноолимпиады Анной Семеновой (аспирант факультета наук о материалах МГУ). | |
anketa2010.doc (992.50 Кб.) Анкета для участников ОЧНОГО тура, включая тех, кто прошел региональный. Посылать ТОЛЬКО через сайт, НЕ ПО электронной почте. Должна появиться опция ЗАГРУЗКА ФАЙЛОВ в навигаторе справа вверху (у тех, кого нужно)! | |