Материальная энергетика...
Читайте в новом номере журнала «Российские нанотехнологии» - № 11–12 2009 год: Энергетике нужны новые материалы. Для ядерных реакторов требуются сплавы, стойкие к коррозии, ДУО стали. Для токамаков — высокотемпературные сверхпроводники нового поколения. Ветрякам нужны улучшенные лопасти, а солнечным батареям защищающие от грязи покрытия. Фундаментальная наука может удовлетворить эти нужды, но не прямо сейчас, а в ближайшем будущем. Какие технологии и когда именно выйдут на энергетический рынок, знают во ВНИИНМ имени академика А. А. Бочвара. Эксперты института проанализировали все известные наноматериалы с точки зрения применимости для энергетики, а также изучили существующий в России спрос на них. В результате они создали прогноз в виде дорожной карты «Функциональные наноматериалы для энергетики, в которой показали, когда в ближайшие 15 лет на отечественном рынке появятся те или иные наноматериалы.
Например, наноструктурные квази-кристаллические покрытия на основе меди для ЛЭП появятся на рынке в 2012 году, грязезащитные нанопокрытия солнечных батарей — в 2011 году, а некоторые нанопористые мембранные материалы, фильтры для водородной энергетики — следует ожидать уже в 2010-м. Однако не все так оптимистично смотрят на решение проблем водородной энергетики. Ольга Баклицкая провела расследование и выяснила, что единого мнения среди наших ученых по этому поводу нет. «К сожалению, ни одна из настоящих задач, которые надо решить ученым, работающим в области водородной энергетики, не решена. В условиях лаборатории это сделали более полутора столетий назад, когда создали первый топливный элемент. За прошедшие годы мы, конечно, продвинулись вперед, но…», — считает Борис Михайлович Булычев, профессор кафедры химических технологий и новых материалов химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Энергосберегающие технологии прогрессируют быстрее, в частности разработка светодиодов. Осветительные приборы на их основе уже есть в продаже. Но готовы ли производители оснастить ими каждое здание в стране? Мария Морозова опросила ведущие отечественные компании и выяснила, что из них никто не производит продукцию полностью из отечественного сырья: кристаллы или материалы для них закупают за рубежом. «В России сейчас есть почти все сырье, потребляемое светодиодной промышленностью. И есть потенциал компенсировать недостающее сырье в случае наличия спроса», — уверена Анна Туманова, начальник отдела организационного развития ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника».
С кадрами в области наноматериалов дело обстоит также не лучшим образом — их просто нет. Первых специалистов-нанотехнологов вузы выпустят летом 2010 года, в том числе в Московском энергетическом институте. «Стране нужны специалисты для разработки проектов в области нанотехнологий. К этой работе инженеры МЭИ, да и других вузов, не готовы вообще…», — считает заведующий кафедрой низких температур Института тепловой и атомной энергетики д. т.н., профессор А. С. Дмитриев. Чтобы обеспечить качественную работу, зарплата нанотехнологов должна быть на европейском уровне. Но это пока невозможно. По словам Дмитриева, у нашего нанотехнологического образования есть недостатки, которые мешают оценивать нынешних выпускников так высоко.
Что касается стратегических планов отрасли, то о них нам поведал академик В. Е. Фортов, академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН и член Научно-технического совета ГК «Роснанотех». В беседе с Ириной Тимофеевой он сказал: «Сегодня как раз осуществляется переход корпорации от сбора информации об энергетических нанопроектах к формированию технической и инвестиционной политики в этой сфере. Одним из перспективных направлений выбрана сверхпроводимость. Формируется позиция по этой проблеме. Если удастся убедить руководство корпорации, что пришло время запустить подобные проекты, то в России заработают заводы по промышленному производству такого рода продукции».
DB 11-12 2009 Russian nanotechnology.pdf (5.66 МБ.) Содержание и тематический блок журнала "Российские нанотехнологии" № 11-12 2009 год. | |