Различные пути финансирования нанотехнологий активно обсуждаются последний два десятилетия. Многие утверждают, что нанотехнологии являются «постакадемичными». Другими словами, исследования в этой области во многом финансируются – в основном, правительством, - для решения специфических проблем, в которых заинтересована промышленность, и часто основаны на междисциплинарном сотрудничестве между лабораториями, университетами и компаниями. Это существенно отличается от традиционного способа финансирования научных исследований, которые ведутся ради них самих, а ученые вольны проводить фундаментальные исследования, которые, хотя и принесут обществу пользу, сделают это лишь в отдаленном будущем. Многие считают, что так и должны вестись исследования, но, как показывает исторический опыт, границы между различными методами существенно размываются. К тому же, многие аргументы в пользу классического финансирования выступают и за второй метод, и наоборот.
Пока продолжались эти споры, произошло интересное событие, а именно, по данным Lux Research, в 2007 году впервые объем инвестиций в нанотехнологии со стороны компаний (~.6 млрд.) превысил инвестиции со стороны государства (~.2 млрд.). Это и стало основой того, что тот же Lux назвал «нанорожденными продуктами 2007 года стоимостью 7 млрд.». И, как и в других случаях, нанотехнологические компании начали с привлечения самых доступных инвестиций. Недавно прошедшая Национальная НаноКонференция в Бостоне (аналог нашего РосНаноФорума) была полна таких примеров. Так, Nanoblox Inc., кроме всего прочего, продает наноалмазы для использования их как компонентов смазок, полировок и абразивных покрытий. Nanocomp Technologies изготовляет на основе нанотрубок листы, которые могут стать огнеупорной защитой в броне. Luna nano Works обратила внимание, что фуллерены ускоряют повторный рост волос у мышей. Эти и многие другие примеры можно найти в списке нанотехнологичных продуктов потребления Проекта нанотехнологий. Наряду с 16 ГБ нанофлэшками там есть клеи, детские бутылочки и защищенное от растягивания нижнее белье. Есть там и спортивное оборудование: бейсбольный мяч с нанотрубками (Stealth), Эволюционная Клюшка для Гольфа (Accuflex), ракетка для бадминтона (MAX NANO). Эти применения, которые можно назвать «иное нано», несравнимо более прозаичны, чем одноэлектронный транзистор, молекулярные переключатели ми многое другое, что создается в исследовательских лабораториях мира. Остаются, тем не менее, очень важные практические вопросы:
- как продать нано?
- как его упаковать?
- насколько оно стабильно?
Является ли иное нано постакадемичным? Возможно. Но что не вызывает сомнений – что область, задействующая нанотехнологии, гораздо шире одних лишь научных фундаментальных научных исследований. Хотя сосуществование различных моделей финансирования, несомненно, приведет к конкуренции – когда свободные исследования, увы, слишком часто оказываются под давлением – в результате общество только выиграет.
Но вернемся к Nanoblox. в то время как они замешивают свои наноалмазы в смазки, параллельно они проводят их очистку для применения в качестве транспорта лекарств – одной из потенциально наиболее конкурентоспособных областей нанотехнологии. Как и в случае Corning Glass, которые в нужный момент занялись производством оптоволокна, создатели нанокремов переключатся на производство лекарств от рака, когда придет их время. Как синтез наноматериалов выиграл от сосуществования методов «сверху вниз» и «снизу вверх», так и вся нанотехнологии в целом только выиграет от сосуществования классического и "иного нано", как и от разных методов их финансирования.