Полимеры с системой сопряженных связей в последнее время интересуют ученых как оптимальное по соотношению цена-качество средство для создания таких устройств, как солнечные батареи и полевые транзисторы. Однако микроструктура слоев полимера напрямую влияет на качество работы таких устройств, поскольку от нее напрямую зависит, например, подвижность носителей заряда. Дело в том, что перенос заряда происходит анизотропно из-за перекрывания пи-орбиталей. Например, в случае полимера Р3НТ (поли-3-гексилтиофена) подвижность зарядов вдоль п-п стеков составляет 0.1 см2/Вс, а поперек - на несколько порядков меньше. Таким образом, перенос заряда, мобильность и даже оптические свойства напрямую зависят от упорядочения и кристалличности, при этом методов прецизионного контроля над морфологией и упорядочением таких полимеров пока нет.
Технология нанопечати (nanoimprint lithography) уже раньше была предложена для вертикального упорядочения производных Р3НТ-фуллерена (полли-3-гексилтиофен - фуллерена), и теперь та же группа ученых развивает этот метод для создания упорядоченных наноструктур Р3НТ на большой площади с различной геометрией. Схема процесса представлена на Рис. 1а. Сначала происходит нанопечать кремниевого шаблона, который наносится на пленку полимера, разогретую на 20-30 градусов выше ее температуры стеклования, которая в случае Р3НТ составляет 67 оС. СЭМ изображение кремниевой решетки (вид сверху) показано на Рис. 1b. Ширина звена составляет 65 нм, глубина 200 нм. Поперечное сечение формы показано во вкладке. Нанорешетка Р3НТ, полученного с помощью этой формы, показана на Рис. 1с (наклон на 45о). Остаточный непропечатанный слой имеет толщину около 20 нм, что видно на вкладке, изображающей СЭМ образ поперечного сечения.
На Рис. 1d показана форма с гексагональным массивом пор и ее поперечное сечение. Диаметр пор 80 нм, высота - 350 нм. Изображение "наклоненного" на 45о полимера, полученного с помощью этой формы, показано на Рис. 1е. Диаметр столбиков составляет 80 нм, высота - 200-250 нм, а толщина остаточного слоя - также 20 нм. Анализ полученных структур проводили методом рентгеновской дифракции в плоскости и в перпендикулярном направлении. Схема экспериментов показана на Рис. 2а. На Рис. 2b показаны возможные способы упорядочения структур. Соответственно, для определения составляющий вдоль осей x и z используются методы в плоскости (решетка и столбики, Рис. 2d) и вне плоскости (столбики, решетка вдоль и поперек, Рис. 2с), соответственно. Также во вкладке на Рис. 1d показаны увеличенные 100- и 010- пики (указаны индексы Миллера).
Из данных изображения "вне плоскости" (out-of-plane) по интенсивному сигналу 100 при 5.2о (параметр решетки а) видно, что доминирует ориентация цепей "на ребре" ("edge-on"). По отсутствию сигнала 010 (параметр решетки b) можно судить о ничтожном содержании расположения "лежа" ("face-on"). Направление цепей также видно по рентгеновским данным в плоскости (Рис. 2d). Например, интенсивный 100 - пик для параллельной решетки показывает, что цепи могут располагаться либо "лежа", либо вертикально. Но по данным вне плоскости расположение "лежа" отсутствует, что доказывает вертикальное расположение цепей в напечатанном полимере. Таким образом, метод действительно позволяет легко печатать полимерные массивы с необходимым типом упорядочения, возникающего самопроизвольно.