ВЕДУЩИЙ:12 часов 9 минут в столице. Добрый день, это Алексей Дыховичный у микрофона. И у нас в гостях Андрей Свинаренко, член правления «Роснано». Андрей Геннадьевич, здравствуйте.
Андрей СВИНАРЕНКО: Добрый день.
ВЕДУЩИЙ: Мы говорим о подготовке кадров для наноиндустрии. Ну, и конечно же, наверное нужно говорить и о прошедшем форуме, и о том, какие задачи были поставлены перед вами руководством страны. И, в частности, модернизации экономики России - это, по-моему, на форуме Дмитрий Медведев сказал в телеинтервью - должна проходить максимально возможными быстрыми темпами, чтобы через 10-15 лет страна стала полностью обновленной и конкурентоспособной. Нужно полагать, что наверно «Роснано» тут отдается определенная роль вот в этом развитии. Как вы полагаете, реально ли это?
Андрей СВИНАРЕНКО: Да, безусловно. Корпорацией «Роснано» поставлены важнейшие и амбициозные задачи. А именно: создать индустрию, наноиндустрию к 2015 году, которая должна обеспечить уровень продаж в размере 900 миллиардов рублей. И в этой связи в качестве основных действий корпорация осуществляет прямую поддержку конкретных инвестиционных проектов, в рамках которых должно быть обеспечено частичное решение этой задачи. А именно на 300 миллиардов рублей должно быть обеспечено продаж, именно компаниями, созданными корпорацией. И за счет реализации инфраструктурных проектов, образовательных программ, программ стимулирования спроса. Мы должны поддержать независимых производителей нанопродукции и нанотехнологий с тем, чтобы выйти на суммарную сумму 900 миллиардов рублей.
ВЕДУЩИЙ: Эта суммарная сумма к 15-му году. То есть это не в год 900? Не за 2015 год?
Андрей СВИНАРЕНКО: Это за 2015 год.
ВЕДУЩИЙ: А! Это за 2015 год.
Андрей СВИНАРЕНКО: Это не накопленный результат.
ВЕДУЩИЙ: То есть, за 14-й там….
Андрей СВИНАРЕНКО: Меньше, меньше.
ВЕДУЩИЙ: Меньше, но не нужно вычитать из…
Андрей СВИНАРЕНКО: Нет.
ВЕДУЩИЙ: Все равно. Разве это большая сумма для страны? Разве это амбициозно? 30 миллиардов долларов?
Андрей СВИНАРЕНКО: 30 миллиардов долларов. В этой области мы начинаем практически с нуля. Наш сегодняшний объем продаж по разным оценкам, по неустоявшейся методологии, составляет от 30 до 50 миллиардов рублей. Соответственно за 5 лет увеличить в разы объемы продаж, создать возможности для экспорта такой продукции, там у нас есть задача и обеспечения существенных объемов экспорта вполне сопоставимых с сегодняшними объемами экспорта высокотехнологичных объемов продукции. Поэтому это серьезная задача. Сложная задача, но, тем не менее, она должна быть решена.
ВЕДУЩИЙ: Но в масштабах страны она все равно все-таки, вот эта цифра - 30 миллиардов долларов в год, она, как-то, выглядит немножечко локальной. По крайней мере, к 15-му году.
Андрей СВИНАРЕНКО: Ну, я должен заметить, что, ведь применение новых материалов и новых технологий, каковыми являются нанотехнологии и наноматериалы, оно позволяет получить дополнительные эффекты от продукции, в которой применяются эти материалы. И там мы сможем за счет, скажем, увеличения и улучшения технических характеристик изделий существенным образом повысить конкурентоспособность готовой продукции по многим отраслям. В частности, авиастроение, судостроение, автомобилестроение, космическая промышленность и в электронной технике и общие объемы, безусловно, будут сопоставимы с теми вопросами, которые вы задаете.
ВЕДУЩИЙ: А есть ли у нас это строение? Автомобилестроение и так далее?
Андрей СВИНАРЕНКО: Есть у нас это. Авиастроение, есть у нас судостроение, есть хорошие проекты, многие из которых упираются именно из-за отсутствия современных материалов, современных покрытий, современных технологий конструирования материалов для современных машин и оборудования.
ВЕДУЩИЙ: А с вашей точки зрения нанотехнологии позволят… Ну, у нас есть определенная технологическая отсталость, да? Есть у России в настоящий момент, вот мы отстаем. Вы полагаете, что нанотехнологии позволят вот эту вот отсталость как-то побороть, нивелировать? Нам достаточно ли будет одних только нанотехнологий, вершины вообще всех тех технологий, которые на сегодняшний день существуют у человечества, так ведь? Да?
Андрей СВИНАРЕНКО: Ну, вы…
ВЕДУЩИЙ: У нас нет каких-то базовых вещей.
Андрей СВИНАРЕНКО: Во-первых, никто и не говорит о том, что нанотехнологии - это единственный ключ к успеху. Это технологии, которые, скажем, являются необходимыми для успеха. Безусловно, речь идет о том, что параллельно с этим будут развиваться и информационные технологии в России и многие другие направления. Приоритетные технологии, определенные президентом существуют и развиваются. Определенны технологические платформы. 5 технологических платформ, о которых говорил президент. Они же являются, скажем так, теми платформами, которые вбирают в себя все современные технологии. Это область и применения намеченная там. Если мы говорим о космических технологиях, то там будут применяться информационные технологии и нанотехнологии и многие другие. Более того, нанотехнология - это междисциплинарная технология. И, на сегодняшний день, один из 1-ых в мире центров нано-, био-, инфо-, когнитехнологий создан головной научной организацией - Курчатовский институт. И речь идет о взаимодействии такого вида технологий, взаимопроникновении когветивных технологий нано, технологий информационных, биотехнологий и когнитивных технологий. Соответственно, за счет этого мы получим дополнительные эффекты. И, существенным образом сможем продвинуться в разработках, которые на сегодняшний день находятся на стадии научно-исследовательских работ.
ВЕДУЩИЙ: То есть, как я понимаю, вы полагаете, что нанотехнологии потянут за собой развитие тех технологий, по которым мы отстали?
Андрей СВИНАРЕНКО: Да, да.
ВЕДУЩИЙ: Если говорить об обучении, то вот любопытный вопрос. Прислал пенсионер из России: «А, в чем особенность подготовки кадров именно в нано? Разве там происходят другие физические и химические процессы?». Тут достаточно, собственно говоря.
Андрей СВИНАРЕНКО: Особенностью нанотехнологий, как я уже говорил, является их междисциплинарный характер. И у нас в системе профессионального образования далеко не все университеты используют технологию междисциплинарной подготовки, междисциплинарных исследований. И нам важно добиться именно этого подхода. При этом мы исходим из того, что, безусловно, на сегодняшний день, применительно к тем проектам, которые мы начали финансировать и те проекты, которые реализуются в Российской Федерации, мы должны исходить из того, что подготовка кадров на 1 этапе, она должна быть, в общем-то, скорее переподготовкой кадров. А именно речь идет о дополнительном образовании, которое за короткие сроки дает дополнительную компетенции и квалификации, ныне существующим и работающим инженерам. Потому, что 5 летний, 4 летний бакалавриат или 6 летняя магистратура - она, соответственно, предложит нам специалистов через 4 или 6 лет. И, поэтому, корпорация, в качестве основного приоритета в образовательной своей программе отдает пальму первенства программам дополнительного образования. А именно, переподготовки существующих на сегодняшний день инженеров, и нужны дополнительные знания и дополнительные компетенции. Причем, именно, междисциплинарного характера, характера: физика, химия, математика. Все должно быть взаимоувязано с точки зрения тех технологических процессов, которые необходимы для проектных компаний. И важным является, формулирование, на самом деле, требований к набору компетенции квалификации. Что, собственно говоря, мы тоже начали делать сегодня, как запрос рынка - формулировать для системы профессионального образования. Это называется, во всем мире, профессиональный стандарт. Мы, вот, взяли на себя ответственность разработать такого рода профессиональные стандарты по областям использования нанотехнологий. Сформулировав запрос, компетентностный запрос на квалификации необходимые для успешного, для успешной реализации проектов, которые мы начаты, и будут развиваться.
ВЕДУЩИЙ: А в каких отраслях нужны специалисты по наноиндустрии?
Андрей СВИНАРЕНКО: Мы определили для себя несколько пока отраслей. Это наноэлектроника, наноматериалы, нанопокрытия, оптоэлектроника и работаем с… И энергетика. И энергетика. И в этих направлениях готовим сейчас. Первые программы мы уже объявили конкурс. Они проходят. Параллельно с этим мы объявили конкурс на разработку первого профессионального стандарта. Поэтому, объявлен конкурс, вернее не объявлен, реализуется проект уже по подготовке метрологов в области нанотехнологий. Диагностика и метрология - очень важный аспект для того, чтобы применять и реализовывать такого рода программы и проекты. Поэтому на сегодняшний день набор программ определяется спросом тех компаний, которые разворачивают проекты в области нанотехнологий в Российской Федерации.
ВЕДУЩИЙ: С каким базовым образованием человеку, на сегодняшний день, проще всего попасть вот в программу по нано, по нанотехнологиям?
Андрей СВИНАРЕНКО: Инженерное образование в первую очередь.
ВЕДУЩИЙ: Инженеры разные. Инженер-строитель подойдет?
Андрей СВИНАРЕНКО: Тоже подойдет. Инженер-строитель тоже подойдет. У инженера-строителя в дипломе большой курс материаловедения. Речь идет на самом деле о специалистах в области материалов в первую очередь. Материалы применяются как конструкционные, как в машиностроении, так и в строительстве. Как в строительстве зданий и сооружений, так и в строительстве дорог. И других, мостов и так далее. И знание современных материалов, позволит, на наш взгляд, существенным образом улучшить культуру конструирования и проектирования современных зданий и сооружений, с одной стороны. С другой стороны, безусловно, это потребует коррекции нормативного регулирования. А именно: строительных норм и правил, санпинов и других ГОСТов, которые не предусматривают на сегодняшний день использования такого рода технологий и материала.
ВЕДУЩИЙ: То есть, узкоспециализированных специалистов на сегодняшний день настолько не хватает или их просто нет, что берем любого инженера? Лишь бы был инженер.
Андрей СВИНАРЕНКО: Нет, нет. Ну почему? Во-первых, не мы берем любого инженера. Мы, вообще-то говоря, начинаем с того, что мы заказываем программы. Содержания образовательной программы. А уже компания определяет тех людей, которых они будут учить. Тех, кого они приглашают на работу создаваемую предприятием. В основном, конечно, там инженеры-технологи, физики, химики. Это основной контингент, который представляет для работодателя интерес, как с точки зрения базового образования, так и с точки зрения способности быстро скорректировать свой уровень компетенции и квалификации. Поэтому, еще раз повторяю, не корпорация «Роснано» отбирает слушателей программ. Корпорация «Роснано» заказывает и финансирует разработку образовательных программ. И финансирует пилотный курс апробации этих программ. Списки, естественно, составляет компания, которая будет реализовывать проект. После апробации, программу мы включаем в реестр в открытый доступ. Для других учебных заведений, для других компаний.
ВЕДУЩИЙ: Человек, который занимается инвестициями, и по Интернету тоже пришел вопрос. Пишет о том, что одной из проблем подготовки специалистов для наноиндустрии является весьма ограниченное количество, если не отсутствие квалифицированных преподавателей. Как вам видится решение этого вопроса?
Андрей СВИНАРЕНКО: Да, это правда. Мы понимаем эту проблему. И, создавая банк образовательных программ и проектов, мы понимаем, что далеко не всегда открытость программы означает, что ее могут использовать без потери качества преподаватели других учебных заведений. Поэтому мы планируем поддерживать программы переподготовки преподавателей. Это первое. Причем, на базе тех технических университетов или объединений вузов, которые имеют для этого кадровый и материально-технический потенциал. Это с одной стороны, а с другой стороны, мы будем активно поддерживать межвузовские программы и международные программы. С тем, чтобы использовать тот опыт, который есть в передовых технических университетах Европы и других стран для того, чтобы его перенести на программу, которая будет реализовываться в Российской Федерации.
ВЕДУЩИЙ: Так. Ну, давайте тогда конкретный вопрос. А как выпускнику Бауманки устроиться в «Роснано». Нет, это к вам хотят. Есть ли шанс?- спрашивает Марина. Может быть не в «Роснано», а попасть в этот вот оборот нанотехнологической с перспективой в 900 миллиардов рублей к 2015 году.
Андрей СВИНАРЕНКО: Ну, насколько мне известно, у Бауманского университета особых проблем с трудоустройством выпускников нет. Поскольку уровень…
ВЕДУЩИЙ: Марина спрашивает, не знаю почему.
Андрей СВИНАРЕНКО: Марина спрашивает, видимо, как устроиться в корпорацию.
ВЕДУЩИЙ: Ну что?
Андрей СВИНАРЕНКО: Ну, обычная история. У нас есть специальные подразделения, которые занимаются приемом на работу. При наличии вакансии объявляется конкурс. Подать свои документы на конкурс, если он идет по тем компетенциям, которыми она обладает, то, безусловно, Бауманский университет - очень уважаемый университет и его выпускники ценятся на рынке.
ВЕДУЩИЙ: Андрей Геннадьевич, простите. Бог с ним с трудоустройством в «Роснано». Я так понимаю, что штат «Роснано», он…
Андрей СВИНАРЕНКО: Не резиновый.
ВЕДУЩИЙ: Не резиновый, да? А вот есть человек, заканчивает в этом году, там, через какое-то количество времени, хороший технический институт хочет заниматься нанотехнологиями. Что ему, вообще, в принципе, делать? К вам лично звонить по телефону? Что ему делать?
Андрей СВИНАРЕНКО: Смотрите, это самое простое. Но я должен заметить, что Бауманский университет, он является лидером по научно-исследовательским работам договорным так называемым. То есть, по заказам с рынка. У Бауманского технического университета, как мы с ним подписали соглашение, предусматривается создание целого ряда малых инновационных предприятий на основе разработок, сделанных именно в Бауманском университете. То есть, не материальные активы будут внесены в уставной капитал этих компаний, которые мы будем поддерживать. При условии, естественно, экономической целесообразности. Поэтому, можно начинать с работы в малом предприятии прямо организованным Бауманским университетом, можно смотреть на сайте. Все открыто по тем проектам, которые финансирует корпорация. И, в зависимости от специфики и специализации, можно обращаться в проектные компании, которые создает корпорация «Роснано» по применению тех знаний, которые были получены в университете. Это будет приветствоваться. Это будет приветствоваться. Если будут проблемы, я готов лично обсуждать их с Мариной.
ВЕДУЩИЙ: То есть, в первую очередь поинтересоваться, что происходит в собственном институте?
Андрей СВИНАРЕНКО: Конечно.
ВЕДУЩИЙ: Может быть там ….
Андрей СВИНАРЕНКО: Конечно, конечно.
ВЕДУЩИЙ: Вовсю процесс идет.
Андрей СВИНАРЕНКО: Да, должен этот процесс начинаться в ближайшие дни, поскольку закон то принят в августе. И, я думаю, что до конца года, по заверениям руководства университета, будет создано несколько малых инновационных предприятий. На именно на основе разработок Бауманского университета.
ВЕДУЩИЙ: Андрей возвращает нас к этой теме. Может быть, вы сейчас просто на пальцах сможете объяснить. Андрей с Казани спрашивает: «Нано, нано, да обычные нитки для шитья из Китая, спицы для вязания из Китая, Турции, Украины. Что делать с этим нано?». Просто вот. Может быть, вы сможете на пальцах объяснить. Как действительно, вот нанотехнологии будут внедряться в нашу жизнь, когда мы, в общем, большую часть товаров закупаем? А не сами производим.
Андрей СВИНАРЕНКО: Да, это большая проблема, связанная с потребительским рынком, речь идет, видимо об этом вопросе. У нас, к сожалению, сейчас не много проектов, ориентированных именно на потребительский рынок. Есть ряд проектов, связанных там со спортивными товарами, которые являются лидерами, кстати говоря, по применению нанотехнологий. С новыми волокнами для легкой промышленности. Самый очевидный пример - это, конечно, новые источники освещения. Светодиодное освещение, которое будет применяться и в домах и на дорогах, и в технике. Мы готовим для этого уже несколько проектов. Целый ряд решений проектов, связан и с новыми покрытиями, с новыми, скажем, материалами для электронной техники. Внедряться будет, естественно, в зависимости от спроса. И, поэтому, одной из важнейших задач корпорации является создание программ стимулирования спроса. Создание спроса.
ВЕДУЩИЙ: Время, увы, истекло. В некоторых случаях, правда, законодательно, если говорить об освещении, о лампочках накаливания. Да?
Андрей СВИНАРЕНКО: Ну, это, вы понимаете? Да. Безусловно. Это, как бы, кажется простым таким решением. Это, как бы уже не идет, поэтому я…
ВЕДУЩИЙ: Время, к сожалению уже…Время, время. Мы, сейчас еще в эфире.
Андрей СВИНАРЕНКО: А.
ВЕДУЩИЙ: Но время наше, увы, уже закончилось. Новости должны быть на Эхе. Андрей Свинаренко, член правления «Роснано». Был у нас в гостях. Андрей Геннадьевич, спасибо вам.
Андрей СВИНАРЕНКО: Спасибо вам.