Развитие исследований в области нанотехнологий становится во все большей степени междисциплинарным и затрагивает множество областей наук и технологий, на стыке которых совершаются важные открытия. Соответствующий уровень развития нанонауки отмечается в сентябрьском выпуске журнала Nature Nanotechnology (V 4, P. 534 - 536 (2009); doi:10.1038/nnano.2009.207) , где, тем не менее, оговаривается, что такие дисциплины, как медицина или электронная инженерия также не отстают в научных свершениях.
На 2010 год запланированы инвестиции в связанные с нанотехнологиями разработки на уровне 6 млрд.долларов. "Исследования в области нанонауки и нанотехнологий – не просто коллекционирование обособленных экспериментов, но междисциплинарная область знаний, - говорит Алан Портер, соавтор статьи и профессор Школы промышленности, инженерных систем и государственной политики при Технологическом институте Джорджии (Schools of Industrial and Systems Engineering and Public Policy at the Georgia Institute of Technology). – Мы обнаружили, что исследования в любой категории нанонауки привлекают работы из многих других сфер".
Портер и его коллега Ян Ютай (Jan Youtie) проанализировали данные из более чем 30 тыс. статей на соответствующую тематику, опубликованных между январём и июлем 2008 года. Они обнаружили, что хотя материаловедение и химия доминируют в работах, такие области знаний, как клиническая медицина, биомедицина и физика также не забыты.
Эти статьи вышли более чем в 6000 периодических изданий, входящих в базу данных SCI (Science Citation Index – Индекс цитирования научных статей). Материалы с объектом исследования, включающем приставку "нано", содержались в 151 категории из 175 присутствующих в SCI. 52 категории содержали более 100 статей.
Чтобы посмотреть, как распространяется нанонаука среди дисциплин, исследователи обратили внимание на цитирование в статьях о нанотехнологиях других материалов. Результат – более 1 млн ссылок, минимум 33 на статью.
Используя программу распознавания текста VantagePoint для извлечения источников из ссылок, они получили следующие данные: материалы 45 тематических категорий процитированы 5% или более статей; 98 категорий упоминаются 1% работ. 6 предметных категорий доминируют как в самих статьях о нанотехнологиях, так и среди цитируемых ссылок. В каждую из шести входит 10% или более статей. Список следующий: материаловедение, прикладная физика, физическая химия, физика конденсированной материи, нанонаука и нанотехнологии, междисциплинарная химия. Хотя в 86% из 3863 статей в категории "нанонаука и нанотехнологии" цитируются труды из области материаловедения, другим 80 тематическим категориям принадлежит 40 или более цитируемых статей на каждую категорию.
Исследователи также использовали систему оценки "степени интеграции", как они её назвали, чтобы измерить, насколько междисциплинарной является отдельная работа или их ряд. Степень находится в диапазоне от нуля (для случая без цитирования материалов из других дисциплин) до одного ("высокоинтегрированные" дисциплины, труды в которых часто ссылаются на другие статьи). Результаты показали, что степень варьируется от 0,65 для нанотехнологий до 0,6 для электронной инженерии и 0,64 для органической химии. "Наши результаты демонстрируют междисциплинарную природу исследований в области нанонауки и нанотехнологий, хотя расчёты показывают, что многие отвлечённые от темы "нано" работы также сравнительно междисциплинарные, - отмечает Портер. – Многие исследования также концентрируются на "макродисциплинах", таких как материаловедение и химия, а учёные стремятся ссылаться на работы в смежных областях чаще, чем в отдалённых".
Понимание междисциплинарной сути нанотехнологий может быть важным для создания правильной среды, которая будет способствовать результативности исследований. "Существуют широкие перспективы совершения прорывов на стыке наук, - поясняет Ютай смысл данного анализа. – Исследования и разработки в области нанотехнологий – это конвергенция дисциплин. Если нанотехнологии имеют явный междисциплинарный характер, взаимодействию между отдельными научными категориями знаний должно уделяться повышенное внимание".