ПОЖАЛУЙСТА, дайте свои мысли по реализации курса "Мир нанотехнологий"!
Правила общения и использования материалов Клуба даны здесь, просьба им следовать.
На выставке Второго Международного Форума по нанотехнологиям издательство "Бином. Лаборатория знаний" представило свою экспозицию. Издательство, одно из немногих, успешно и целенаправлено, с хорошей методичностью выпускает книги серии "нанотехнология". На выставке издательство присутствовало также в еще одном качестве - исполнителя проекта РОСНАНО по созданию курса популярных лекций "Мир нанотехнологий", предварительная концепция этого проекта изложена здесь. Выполнение проекта предполагается проводить, в частности, в тесной кооперации с МГУ (и другими ВУЗами). Одной из особенностей проекта является чтение подготовленных лекций специльно приглашаемыми лекторами в регионах. По договоренности с РОСНАНО и БИНОМОМ (в стадии проработки) такие лектора могут инициировать на местах и организацию регионального тура Четвертой Всероссийской Интернет-олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в будущее", начало регистрации на которую пока намечается на начало ноября 2009 г. (однако в этот раз проходить она будет по-другому, примерно так, как хотело большинство из опрашиваемых нами).
В данном пополняемом разделе будет проходить аппробация результатов выполнения проекта РОСНАНО - БИНОМ, с началом творческого тура Олимпиады здесь будут предложены наиболее простые творческие задания для начинающих (в том числе и школьников).
Избранные материалы сайта приведены в разделе ВДНХ.
Основные предполагаемые темы лекций:
1. Что такое «нано»?
Основное содержание: что такое нанотехнологии и почему о них должны знать все, шкала масштабов, понятийные представления о микромире и наномире, представления о строении атома, основные сведения о размерных эффектах – изменения свойств вещества в состоянии наночастиц, включая физические, химические, механические, биологические характеристики, примеры «классических» и необычных нанообъектов, нанотехнологий вокруг нас, природных объектов. Что читать о нанотехнологиях (популярно и всерьез). Интернет-сайты по нанотехнологиям. Журналы по нанотехнологиям. Структура курса и советы.
2. История нанотехнологий: возникновение и развитие.
Основное содержание: «древние» и «природные» нанотехнологии, ключевые события и даты, зарубежные и российские научные школы, основные наноматериалы, изобретенные на кончике пера и полученные практически с момента начала нанотехнологической эры.
3. Прогнозы и перспективы развития нанотехнологий: результаты международных и отечественных исследований, форсайт, дорожные карты
Основное содержание: современные достижения и перспективы нанотехнологий в контексте развития высоких технологий и устойчивого развития человеческого сообщества, требования к будущим кадрам наноиндустрии, научно-практическая самоподготовка, психология и менталитет успешного исследователя наномира.
4. Междисциплинарные аспекты нанотехнологий
Основное содержание: «классические» научные дисциплины (химия, физика, математика, механика, биология) и их взаимопроникновение в применении к нанотехнологиям, научный и практический эффект от применения нанотехнологий в настоящее время и в будущем, интеллектуальная собственность – золотой фонд будущих поколений.
5. Основные методы получения наноматериалов
Основное содержание: Классификация наноматериалов. Представления о строении атома. Электрон и его энергетические состояния. Периодическая система химических элементов как отражение периодичности строения их атомов. Энтальпия и энтропия. Фазовые переходы и диаграммы. Порядок и беспорядок. Механизмы образования конденсированных материалов (зародышеобразование и рост): монокристаллы, керамика, пленки, стекло. Фрактальные структуры и дендримеры. Парадоксы терминологии, «наножидкости», «наноплазма», «нанокластеры» и др. Два принципиально разных пути создания наноматериалов – сверху вниз и снизу вверх, химические и физические методы получения наноматериалов, литография, темплатный синтез. Понятие о кинетике и катализе. Ионная, ковалентная и металлическая связь. Водородная связь. Ван-дер-ввальсовы и дисперсионные взаимодействия. Cамосборка и самоорганизация. Супрамолекулярные соединения как мост между живой и неживой природой. Белки. Быть или не быть нанороботам.
6. Наночастицы, получение и применения
Основное содержание: классификация наночастиц (0D, 1D, 2D, 3D ансамбли), форм-фактор, морфологическое разнообразие, гетероструктуры, супрамолекулярные материалы, химические, физические и биологические методики получения наночастиц, использование наночастиц в науке, технике, диагностике, наномедицине.
7. Наноструктурированные материалы, получение и применение
Основное содержание: Классификация наноструктурированных материалов. Специфические методы получения отдельных классов материалов. Представления об основных функциональных свойствах материалов. Магнетизм и суперпарамагнетики. Магнитные структуры и спинтроника. Электрические и оптические свойства, «нанофотоника». Металлы и поляронный резонанс. Полупроводники и квантовые точки. «Умные» материалы и устройства записи. Сверхпроводники и центры пиннинга. Ионные проводники, наноионика, современные и перспективные химические источники тока.
8. Основные методы диагностики наночастиц и наноматериалов
Основное содержание: Иерархическая структура и дефекты твердого тела. Зонная структура. Классификация методов диагностики и области их применения. Рентгенодифракционные, рентгеноспектральные методы. Электронная микроскопия. Сканирующая зондовая микроскопия. Спектральные методы, электронный парамагнитный резонанс, ядерный магнитный резонанс, ядерный гамма - резонанс. Магнитометрия. Метрология и стандартизация.
9. Нанотехнологические мифы
Основное содержание: парадигма возникновения и исчезновения новых технологий в контексте общественного отношения к ним, нанопродукты действительные и мнимые, «нанопурга». Реклама и «нанопродукты». Замалчивание достижений российских научных школ в области нанотехнологий. Рейтинг публикаций и престиж отечественной науки.
10. Социальные и экономические аспекты нанотехнологий
Основное содержание: экология и нанотехнологии, нанотехнологии и современное образование, религия и нанотехнологии, нанофобии, планирование, инновации и маркетинг в области нанотехнологий.
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС "Лаборатория ЗНАНИЙ"!
Издательство "Бином. Лаборатория знаний" и факультет наук о материалах МГУ объявляют ставший уже традиционный конкурс миниэссе, в этом году под названием "Лаборатория знаний". Для участия в конкурсе рекомендуется посмотреть лекции миникурсов "Азбука нано" и "Мир нанотехнологий".
Участникам предлагается самостоятельно выбрать любой научный термин или общеупотребительное слово, однако оно обязательно должно быть связано с нанотехнологиями или наноматериалами. Вы должны коротко, ясно и главное - популярно - рассказать, как Вы понимаете это слово (термин), да так, чтобы и другие сразу разобрались с самым интересным и самым главным в этом слове. Например, у вас есть младшая сестра или брат школьного возраста... Постарайтесь, чтобы Ваш рассказ был понятен им и вызвал у них интерес и любопытство. Вы должны попытаться удивить и поразить, при этом нужно донести правильно смысл того, о чем Вы говорите. Наиболее желательная форма выполнения задания - эссе, иллюстрированное созданными Вами самими картинками (не более 2500 знаков текста, не более 5 картинок на слово). Таким образом, Вы можете выступить либо в роли писателя и педагога, либо в роли художника, либо побывать в «шкуре» и того, и другого, и третьего. Оцениваются следующие компоненты:
-
объяснения (четко и ясно понятные прямо из текста Вашего эссе) того, что выбранный Вами термин действительно имеет отношение к нанотехнологиям (5 баллов)
-
оригинальность статьи-эссе и / или взаимосвязанной с ней картинки (5 баллов)
-
художественный вкус и качество исполнения эссе и / или картинки (5 баллов)
-
раскрытие существа термина (проблемы) (5 баллов)
-
оригинальность стиля изложения, допускается любой литературный и / или художественный стиль в рамках ограничений по тексту (5 баллов)
-
лаконичность при полноте раскрытия темы (3 балла)
Начало приема решений - с 25 января 2010 г.