Художественный ракурс нанотехнологий
Изображения вещества, полученные с помощью электронных и атомно-силовых микроскопов, стали объектом наноарта — нового направления в искусстве. Правда, чтобы цифровой «отпечаток» превратился в произведение искусства, надо лишь немного приукрасить реальность.
Каждая эпоха рождает новое течение в искусстве. Наш век дал жизнь такому направлению, как наноарт. Благодаря развитию нанотехнологий стало возможно проникнуть в глубинный мир материи, сделавшийся предметом творческого вдохновения для многих подкованных в научном плане художников. Их произведения — это удивительные по своей красоте и необычности молекулярные и атомные пейзажи (изображения естественных структур материи), а также наноскульптуры (результат манипуляций с материей на молекулярном и атомном уровнях с использованием физических и химических процессов). Подобные работы можно увидеть как на выставках нанотехнологий, так и в музеях современного изобразительного искусства, поскольку они являются и иллюстрациями достижений современной науки и объектами искусства.
Кто-то может сказать, что наноарт — та же фотография. Это не так. Фотографические снимки созданы фотонами (частицами света), а изображения наноарта — электронами, которые проникают в глубинные структуры материала. Растровый электронный микроскоп отображает поверхность образца с большим разрешением (менее микрометра) и при гораздо большем увеличении (до 300 тысяч раз). Полученные без световых волн изображения чёрно-белые, их затем обрабатывают с помощью различных художественных технологий.
Начало этому направлению в искусстве положил Крис Орфеску, румынский учёный и художник, живущий в США. Уже более двадцати лет он реализует проекты на стыке науки и визуального искусства. Используя электронный микроскоп, Орфеску делает отпечатки срезов твёрдых тел, чёрно-белые изображения обрабатывает на компьютере, добавляя цвет к сложной структуре материала. Орфеску добился в своих работах особой глубины и трёхмерности изображения, используя технику Digital Faux — особые фильтры и эффект полупрозрачных слоёв. Получающиеся при этом картины столь яркие, что напоминают творения художников-абстракционистов, однако их нельзя отнести к абстрактному искусству, поскольку они представляют собой цифровые изображения реальных вещей.
У Орфеску появились последователи, среди которых наиболее известные Алессандро Скали и Робин Гуд (Италия), Грит Рухланд (Германия). Развивается это течение и в России. Московский художник Алексей Державин работает именно в этом направлении. Чёрно-белое фото какого-либо материала, полученное на электронном микроскопе его друзьями-учёными, он обрабатывает в графическом редакторе и затем увеличивает.
О своей работе Алексей Державин рассказывает с большим увлечением: «Благодаря наноарту будто попадаешь в другое измерение. Оно было всегда, но люди его раньше не видели, как не видят, скажем, глубин космоса. Когда же то, из чего мы состоим, вдруг вырастает в огромный мир, чувствуешь себя маленьким. Странное ощущение: можно вылететь не только в бесконечную Вселенную, но и углубляться в микрокосмос, внутрь самих себя». Отчасти это философское противоречие и подтолкнуло художника к наноарту. Ещё одним достоинством направления является, по мнению Державина, возможность бесконечно развивать фантазию, изучая абстрактные формы наноструктур. Тут невольно вспоминаются слова Леонардо да Винчи о том, что если внимательно вглядываться в поверхности старых стен, на которых время оставило свои отпечатки, то можно «там увидеть подобия различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами, холмами и домами самым различным образом...».
Мария Морозова, журнал «Российские нанотехнологии», для STRF.ru