Елена Николаевна, какие задачи ставит госкорпорация перед собой по развитию образования?
Соболева: Наша образовательная деятельность нацелена на создание кадрового потенциала наноиндустрии, что сейчас означает развитие дополнительного профобразования, переподготовку кадров для сотрудников компаний, софинансируемых корпорацией.
Именно в области нанотехнологий у России есть серьезные шансы на прорыв, учитывая наш интеллектуальный ресурс, сохранившиеся научные школы и активную политику государства.
Однако осуществить этот прорыв без решения проблемы кадров, обладающих специальными «нанотехнологическими» компетенциями, невозможно. Можно поддержать научные идеи, довести до технологических решений, закупить оборудование, но необходимо вовремя позаботиться о том, чтобы появились квалифицированные рабочие, способные работать на новых станках, инженеры-конструкторы и технологи, готовые сопровождать и развивать производство.
Вообще, подготовка кадров для нанотехнологий в стране уже осуществляется. Открыто две нано-специальности, в некоторых вузах создаются магистерские программы, реализуются соответствующие федеральные целевые программы. Многое делается. И все это является зоной ответственности Минобрнауки РФ и Рособразования.
Мы же нацелены на решение своих задач. Во-первых, это переподготовка кадров проектных компаний, создаваемых при поддержке корпорации – от управленцев до техников. Во-вторых, мы как самый крупный и активный в своей области работодатель должны сформулировать требования рынка труда к выпускникам. Иными словами, разработать профстандарт.
Больше всего сил и средств пойдет на дополнительное образование кадров из бизнеса?
Соболева: Да, здесь мы будем двигаться, ориентируясь на потребности поддержанных «Роснано» компаний, которых уже около двух десятков, а к концу года их число удвоится. И в ближайшие годы усилия будут сконцентрированы именно на нуждах этих бизнес-структур. Но результаты наших проектов будут также полезны и наноиндустрии в целом. Каковы будут ее кадровые потребности – вопрос серьезного изучения.
Только что мы провели предварительную оценку по кадрам для наноиндустрии. Выяснилось, что в 2015 году в ней будет занято 450–500 тысяч человек; возможно, потребуется меньше, если производительность труда приблизится к европейской. Поэтому, работая со своими компаниями, мы нацеливаемся на весь рынок труда, каким бы он ни сформировался.
Чтобы справиться с этой задачей, мы планируем постоянно проводить мониторинг потребности в конкретных специалистах. Например, сейчас мы выявили список компетенций инженеров-технологов для оптоэлектроники, для двух компаний, поддержанных корпорацией. От них потребуется владение методиками газофазной эпитаксии, знания зонной структуры полупроводниковых соединений А3В5 и другие. Конечно, инженеры-оптоэлектронщики должны хорошо знать строение и основные свойства полупроводниковых материалов, но для выполнения своих непосредственных задач на данных предприятиях они должны также обладать особыми квалификациями, а, значит, пройти специальную переподготовку.
Таким образом, речь идет о множестве краткосрочных программ, направленных на нужды конкретных компаний. Международный опыт показывает, что дополнительное образование – это лучший способ быстро и эффективно подготовить кадры для наноиндустрии.
Когда можно ждать первых реальных шагов в этом направлении?
Соболева: Конкурсы по отбору лучших программ, отвечающих потребностям наших компаний, мы объявим в ближайшее время. Всего к 2015 году рассчитываем поддержать разработку более 100 программ. Участвовать и выигрывать конкурсы смогут все – от МГУ до корпоративных университетов и средних специальных учебных заведений, если они обладают необходимым потенциалом. Главное, чтобы программы отвечали современным требованиям: инновационное содержание, ориентированное на запрос, модульная структура, интерактивный формат.
После объявления конкурса программы-заявки, соответствующие техзаданиям, будут оценивать эксперты, а отбирать – конкурсная комиссия. В случае принятия к финансированию программы пройдут апробацию на пилотных группах, состоящих из сотрудников наших компаний. Если программа оказывается эффективной, мы просим разработать к ней учебно-методическое обеспечение, а затем сертифицируем ее и размещаем в электронном реестре, в открытом доступе. Так о ней узнают другие работодатели, а также вузы и техникумы, желающие участвовать в ее реализации. К 2015 году должен появиться целый банк таких программ. Для их распространения мы будем готовить тьюторов, которые смогут перенести успешный опыт в регионы, ближе к бизнесу.
Беседовал Иван Стерлигов (ГУ-ВШЭ)