Академик В.М.Иевлев - выдающийся специалист в области материаловедения и технологии наноматериалов; роста и структуры неорганических пленок; структуры внутренних поверхностей раздела в кристаллических материалах. Член Научного Совета по наноматериалам при Президиуме РАН, экспертной комиссии РАН по премиям молодых ученых, секции естественных наук Российского совета по олимпиадам Рособразования, Ученого совета ИМЕТ им. А.А.Байкова РАН, редколлегии журнала "Конденсированные среды и межфазные границы", рабочей группы Роснауки по направлению "Индустрия наносистем и материалов"; председатель Регионального экспертного совета РФФИ, научный руководитель технопарка ВГУ и Региональной лаборатории эленктронной микроскопии и электронографии, руководитель рабочей группы по нанотехнологиям и материалам при администрации Воронежской области. Председатель и член докторских диссертационных советов. Родился 01.12.1938, Пригородки Липецкой обл. В 1961 г. окончил Физический факультет Воронежского госуниверситета. В 1961-1963гг. работал инженером на предприятиях г.Ташкента, 1963-1966 гг. - в КБ радиосвязи г. Воронежа. С 1966 по 1968 гг. - аспирант кафедры физики металлов Воронежского политехнического института. С 1969 г. - к.ф.-м.н, ст.преподаватель, доцент, с 1977 г. - д.ф.-м.н., профессор, декан физико-технического факультета, заведующий кафедрой физики; в 1983-2003 гг. - проректор по научной работе, зав.кафедрой ВГТУ (ВПИ). В 1991 г. присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки РСФСР", избран членом-корреспондентом РАН. С 2004 г. - профессор, зав.кафедрой материаловедения и индустрии наносистем Воронежского госуниверситета, г.н.с. ВГТУ. В 2008 г. избран действительным членом РАН. Член-корреспондент c 07.12.1991 - Секция инженерных наук (материаловедение). Академик c 29.05.2008 - Отделение химии и наук о материлах (наноматериалы)
Ниже приводятся тезисы материалов обсуждения проблем образования в области нанотехнологий, состоявшегося в рамках доклада академика В.М.Иевлева в Воронежском Государственном Университете:
1. Нанотехнологическое образование следует рассматривать как этап в диалектическом развитии естественно-научного и технического образования: оно базируется на достижениях последних десятилетий в исследовании размерного эффекта физико-химических свойств конденсированного вещества, показавших возможность расширения спектра известных и проявления новых свойств при переходе к его наноразмерным формам, а нанотехнологии - как способы их создания, а также организации в микро- и макрообъемные наноматериалы и наносистемы разного рода устройств - направлены на практическое использование этих уникальных свойств.
2. Новые знания достигались в логике развития фундаментальных естественных наук (химия, физика конденсированного состояния, молекулярная биология), поэтому физико-химия вещества в наноразмерных формах как фундаментальная основа нанотехнологий должна согласованно раскрываться в рамках учебных программ базовых дисциплин, представляющих эти науки. Это должно быть отражено в образовательном стандарте, учебном плане и соответствующих учебных программах базовых дисциплин по междисциплинарному (межотраслевому) направлению «нанотехнологии».
3. Межотраслевой характер направления «нанотехнологии» также служит доводом к тому, что образовательная программа в первую очередь должна предоставить возможность получения полных знаний о фундаментальных физико-химических основах нанотехнологий, развития навыков исследовательской работы и умений вырабатывать творческие подходы к решению нестандартных технологических задач достаточно широкого спектра. Глубокая фундаментальная подготовка в сочетании с навыками исследовательской работы обеспечит адаптацию выпускников по любому отраслевому направлению практической деятельности. Подтверждением служит высококачественная подготовка специалистов на базе фундаментальной междисциплинарной образовательной программы по направлению 020900 «физика, химия, механика материалов» реализуемой на факультете наук о материалах МГУ им.М.В.Ломоносова [1]. Поэтому узкие отраслевые образовательные нанотехнологические программы, ориентированные на подготовку специалистов «с уникальными компетенциями для целевых сегментов наноиндустрии» [2] нецелесообразны. Целевая (заказная) подготовка может осуществляться включением соответствующих дисциплин специализации по согласованию с заказчиком.
4. Из положений п.2 и п.3 следует, что подготовку специалистов широкого профиля по направлению «нанотехнологии» надо в первую очередь поручить классическим университетам со сложившимися признанными научно-педагогическими школами в области естественных наук, информационных технологий, активно сотрудничающими с институтами РАН, а также известным ведущим специализированным вузам страны (они, безусловно, удовлетворяют этим требованиям). Только в рамках классического университета возможно полное кадровое обеспечение любой модели фундаментальной образовательной программы по направлению «нанотехнологии» на базе передовых достижений всех естественных (и не только) факультетов.
5. В основе нанотехнологий лежат результаты экспериментальных исследований, выполненных с использованием самого современного аналитического оборудования. Но и промышленная реализация нанотехнологий в большинстве случаев требует, соответственно, дорогостоящих научно-технологических комплексов, оборудованных непростыми средствами контроля технологических сред и этапов формирования наноструктур (элементный состав и атомная структура, субструктура, морфология); даже для относительно простых процессов аттестация создаваемого нанопродукта требует использования уникальных приборов (например, ПЭМ высокого разрешения и др.). И в научных исследованиях и в образовательном процессе в области нанотехнологий особое значение приобретает молекулярное моделирование процессов и создаваемых материалов. Необходимы суперкомпьютеры и соответствующие вычислительные кластеры. Имеющееся в университете и вновь приобретаемое уникальное аналитическое и дорогостоящее технологическое оборудование целесообразно объединять в рамках единого научно-образовательного центра в целях эффективного использования в образовательном процессе и научных исследованиях. Оснащение обсуждаемого направления современным исследовательским и технологическим оборудованием – это только необходимое, но еще не достаточное условие: эффективность его использования возможна только при наличии специалистов, не только владеющих тем или иным прибором и обеспечивающих его работоспособность, но и способных использовать возможности прибора в развитии научных исследований.
6. На современном этапе существенно ограничены возможности проведения нанотехнологических производственных практик (в силу состояния дел с развитием промышленных нанотехнологий в нашей стране), а во многих регионах и исследовательских практик по отраслям (в связи с прекращением деятельности отраслевых НИИ). Основной экспериментальной базой пока остаются лаборатории университетов и институтов РАН. Поэтому необходима системная материальная поддержка в оснащении соответствующим оборудованием научно-образовательных центров, интегрирующих ресурсы вузов и НИИ для подготовки специалистов и проведения НИР в области нанотехнологий.
[1] Брылев О.А., Гудилин Е.А. Факультет наук о материалах Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова. Российские технологии, 2008, т.3, № 9-10, с.20-29.
[2] Хасанов О.Л. Конкурентность образовательных программ в области нанотехнологий. Тезисы докладов 3 Всероссийской конференции по наноматериалам. Екатеринбург 20-24 апреля 2009г. Уральское издательство, 2009, с.18-19.
Академик В.М.Иевлев - один из инициаторов серии конференций - школ "Нелинейные процессы и проблемы самоорганизации в современном материаловедении", в рамках которых и в этом году тоже можно будет обсудить проблемы, связанные с современным междисциплинарным образованием. 7 Всероссийская конференция-школа «Нелинейные процессы и проблемы самоорганизации в современном материаловедении (индустрия наносистем и материалы)» состоится 28 сентября–2 октября 2009 года в Воронежском государственном университете. Основная задача школы-конференции – анализ и обобщение достижений научных коллективов России и других стран по следующим направлениям:
- фундаментальные основы создания дискретных и компактных наноматериалов;
- моделирование процессов самоорганизации в синтезе наноматериалов и в создании наноструктур;
- перспективные технологические процессы создания наноматериалов (керамические и композиционные материалы конструкционного и функционального назначения, наноструктурированные металлические системы, функциональные плёночные наноструктуры, неорганические покрытия);
- размерный эффект и свойства наноматериалов;
- процессы фазового и внутрифазового старения наноматериалов;
- развитие методов анализаи и аттестации наноструктур;
- практическая реализация нанотехнологий и наноматериалов.
Программой конференции предусмотрены пленарные заседания, на которых будут прочитаны лекции ведущих ученых, работа стендовых секций, предусматривающих презентацию стендовых докладов и их обсуждение, а также проведение тематических «круглых столов».
Регистрационная форма должна быть выслана в электронном виде на адрес электронной почты Оргкомитета не позднее 31 мая 2009 года (форма приводится ниже в файле).