Организация экспериментального тура Интернет-олимпиады - дело очень интересное для обеих сторон - и для участников, и для организаторов, но, в то же время, сложное и достаточно щепетильное. Заранее предрекаемыми проблемами были отсутствие подготовки у многих участников к работе на современном оборудовании и проблема учета в экспериментальном туре специфики секций, по которым участники попали на очный тур. Поэтому в этом году экспериментальный тур фактически состоял из трех частей - короткой серии лекций для участников, случайного распределения по смешанным командам в результате жеребьевки, а также, собственно, анализа предложенных неизвестных материалов и индивидуальных письменных отчетов (после необходимого обсуждения в рамках "мозгового штурма" своей команды).
Объекты исследования ("черные ящики") не были простыми. Это было "нутро" литий-ионного аккумулятора от сотового телефона Nokia (основное составляющее - высокодисперсный кобальтит лития), речной перламутр (природный нанокомпозит, содержащий карбонат кальция), окисленный графит (из Института Новых Углеродных Материалов и Технологий), порошок фотохромного стекла от "очков-хамелеонов" (в котором при освещении образуются наночастицы металлического серебра), одностенные углеродные нанотрубки (из Института Кристаллографии РАН), наноалмазы...
Баллы участникам ставились за работу на приборах отделения факультета наук о материалах Центра Коллективного Пользования МГУ "Технологии получения новых наноструктурированных материалов и их комплексное исследование", за анализ собственноручно полученных результатов, за комментирование аналогичных отчетов своих коллег по команде, за ответы на дополнительные вопросы. Недостатками организации, от которых в этот раз не удалось уйти, являлись:
- слабая привязка задач к специфике секций
- отсутствие апелляции на результаты экспериментального тура
- малый опыт работы на приборах у многих участников (и главное - разный)
- наличие у команд различных образцов
- небольшая продолжительность экспериментальной работы по анализу образцов
- частичная зависимость личных результатов участника от работы команды в целом
К сожалению, экспериментальный тур оказался ориентирован, в конце концов, на "среднего" участника и эти недостатки привели к недобору баллов несколькими очень сильными лидерами, из-за чего произошло перераспределение мест относительно заочного тура. Тем не менее, в рамках того регламента, который был предложен, экспериментальный тур в целом можно оценить положительно. Он дал возможность очень многим участникам почувствовать себя исследователями, узнать новые приборы, проявить умение работать в команде, свои знания и научную интуицию.
Нужно ли проводить и дальше экспериментальные туры на олимпиаде? Несомненно (с учетом устранения недостатков), причем, возможно, и для школьников тоже. Экспериментальное исследование наноматериалов - один из ключевых навыков, который требуется от высококвалифицированных специалистов в этой области. Вероятно, в будущем к этому нужно начинать готовить сильно заранее, поэтому в планах - организация заочной школы "нанознаек" для школьников и миникурсов повышения квалификации по работе на современном оборудовании - для взрослых...
Ниже приводятся несколько фотографий с очного тура, а также (в виде файлов) макеты лабораторного журнала, вопросы, основные результаты для каждого участника.