Нанотехнологиям все возрасты покорны. В III Всероссийской интернет-олимпиаде, посвященной теме наномира принимали участие и пятиклассники {и четвероклассники - прим. ред.}, и их преподаватели. Но большинство первых мест во всех четырех направлениях - физике, химии, математике и биологии - получили учащиеся старшей школы {старших классов средней школы - прим. ред.}. Их руками будет внедряться в повседневную жизнь то, что пока увидишь далеко не в каждой лаборатории.
"Это перспективно, потому что история конкретного времени во многом определяется технологиями того времени. И всё будущее зависит на данный момент от нанотехнологий, я так думаю", - считает Сергей Кузнецов, победитель олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в будущее".
От перспектив общественных - к личным. Все победители и призёры олимпиады получат серьёзные льготы при поступлении в ведущие вузы страны, в том числе и в МГУ. От почётного диплома до студенческого билета - один шаг.
"То, что из них вырастут будущие учёные, я уверен. А из кого точно, это покажет время. Надо поступить, учиться, пройти определенный путь в науке", - отметил Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
А путь к секретам наномира должен быть как можно короче - так решили в Московском комитете по науке и технологиям. И лучше по нему не идти, а ехать в особом "нанотраке" - фургоне-трансформере с передвижным учебным классом внутри.
"Чтобы школьники осознанно выбирали свою специальность, и прежде чем они пойдут в институты, знали, что такое наноразмер, что такое наноматериал, что такое нанотехнология. Вот три вопроса, на которые должны ответить в лабораторных работах внутри этого нанотрака", - объясняет Дмитрий Рототаев, генеральный директор Московского комитета по науке и технологиям.
Этот как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать или написать - в ответах на вопросы по теме. Для участников олимпиады - именно здесь состоялась первая очная встреча с наномиром {для участников олимпиады до этого состоялась очень близкая встреча с наномиром на дорогостоящем экспериментальном оборудовании центра коллективного пользования МГУ во время экспериментального тура - прим. ред.}.
"Справа от меня - СВЧ-генератор, слева - приёмник. Он преобразует СВЧ-электромагнитные волны в звуковые. Мы можем их слышать. Все мы знаем, что СВЧ-излучение можно экранировать с помощью металлического экрана. В общем-то вы это и наблюдаете. Также это можно сделать с помощью металлизированной ткани", - показывает Константин Ергин, педагог-методист.
Создатели "нанотрака" надеются, что с его помощью удастся сократить разрыв между новыми научными открытиями и школьной программой. Обычно он составляет четверть века. Теперь речь идёт о считанных годах.