В пятницу, 26 февраля 2003 года ближе к вечеру студенты физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Д.И. Черниченко, А.М. Самойлов, С.С. Голубев и Т.И. Малашенко обработали результаты эксперимента и готовы были к их сдаче. Их ожидал преподаватель, аспирант того же факультета – Евгений Владимирович Дубровин. Так в этот вечер заканчивалось занятие в физическом практикуме. Все было бы вполне обычно и буднично, если бы не одно но. Состояло оно в том, что в этот день было все новым и непривычным. Новым был и сам практикум, и сложный научный прибор, на котором проводились измерения, и сама лабораторная работа, которую выполняли студенты.
Практикум расположился на кафедре высокомолекулярных соединений в помещении 6-19 на шестом этаже Лабораторного корпуса А МГУ. Оборудование практикума состояло из многофункционального сканирующего зондового микроскопа «ФемтоСкан» и 6-ти компьютеров, объединенных в общую сеть. Целью лабораторной работы было изучение структуры тонкой полимерной пленки, образованной блоксополимером полибутадиен-полистирол. Молекула выбранного полимера состоит из двух блоков - полибутадиенового и полистирольного, и поэтому называется блоксополимером. Если взять два полимера полибутадиен и полистирол и попытаться получить из них однородную смесь, то этого не получится. Два этих материала несовместимы и не смешивается. Но можно сделать забавный трюк. Химически пришить полибутадиен и полистирол, так что получится единая молекулярная цепочка, одна часть которой состоит из полибутадиена, а другая – из полистирола. Части несовместимы, но вынуждены находиться вместе. Как соседи на коммунальной квартире. Что из этого обычно происходят с соседями, мы все хорошо знаем. А с частями молекулы? Оказывается, что части молекулы – бутадиеновая и стирольная – пытаются оказаться в разных местах пространства. В результате в пленке блоксополимера получаются чередующиеся бутадиеновые и стирольные области. Размер областей составляет десятки нанометров. В химии этот процесс называется нанофазной сегрегацией. Возвращаясь к упомянутым в рассказе студентам, приятно отметить, что все они в этот вечер получили отличные оценки. Преподаватель Е.В. Дубровин был доволен отчетами студентов и работой самого практикума.
Наблюдательный читатель резонно спросит, а как же четыре студента выполняли работу на одном приборе? Не слишком ли много было участников для одного эксперимента? Вот тут мы подошли к кульминационной точке нашего рассказа и необходимо немного остановиться на описании прибора и того, кто и как его построил. Для этого надо вернуться на тринадцать лет назад – в 1990 год. Именно в этом году в Центральном административном округе г. Москвы было зарегистрировано малое научно-производственное предприятие «Центр перспективных технологий». Ровно с одной задачей – разрабатывать, создавать и производить сканирующие зондовые микроскопы. С таким основным профилем оно сумело преодолеть и обвал 1992 года и последующие трудные годы. Пережило дефолт 1998 года и многие рухнувшие в тот год предприятия. Медленно и трудно, но неуклонно и постепенно оно выживало и развивалось. А в 2008 году сумело увеличить годовой оборот почти в три раза. Еще в 1999 году Центр перспективных технологий начал выпуск новой и уникальной модели сканирующего зондового микроскопа «ФемтоСкан». Основное и главное отличие этого микроскопа от всех остальных сканирующих зондовых микроскопов состояло в возможности управлять им дистанционно, через Интернет. Как сразу стало ясно, это великое преимущество не столько для удаленного технического обслуживания, сколько для применения в обучении студентов, аспирантов и всех, кто интересуется зондовой микроскопией. Эту разработку с большим энтузиазмом поддержал заведующий кафедрой высокомолекулярных соединений химического факультета МГУ академик РАН В.А.Кабанов. Энергичная поддержка пришла и от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере. В то время его руководитель, Иван Михайлович Бортник, лично приехал на химический факультет МГУ, все посмотрел своими глазами, поговорил со всеми действующими лицами и убедился, что разработка стоящая и серьезная. Так в 2003 году за номером 1837р/3679 от 03 февраля 2003 года появился проект на выполнение опытно-конструкторской работы «Разработка технологии открытого экспериментального лабораторного Интернет-практикума для высшего и среднего образования». Основным результатом этого проекта стал действующий практикум, в котором экспериментальное обучение проходят студенты естественных факультетов МГУ. Как проходят занятия? Преподаватель настраивает микроскоп, ставит образец, осуществляет начальное сближение зонда с образцом. Все остальное – выбор параметров сканирования и само сканирование выполняют сами студенты по очереди. При чем, когда один студент сканирует поверхность образца, все данные поступают через сеть Интернет на компьютеры других студентов. И эти студенты, не тратя зря время, могут заниматься обработкой экспериментальных данных. А задач, которые им предстоит решить, много. Необходимо оценить процентное содержание различных фаз в полимере. Определить, сколько бутадиена и сколько стирола. Измерить упругие свойства тонкой пленки, определить модуль Юнга для локальных бутадиеновых и стирольных областей. Исходя из наблюдений, оценить длину цепочки одной молекулы блоксополимера.
Можно ли сейчас говорить, что все, что сказано выше – это пример полноценного дистанционного обучения? Хочется ответить – Да, конечно! Но правильный, продуманный и взвешенный ответ другой. Это очень важные, но только самые первые шаги. Чтобы Интернет-практикум заработал автономно и дистанционно, необходимо сделать многое. О достижениях, результатах, проблемах и концепции развитии разговор шел на многих конференциях и симпозиумах (Список 1). В настоящее время нами создана техническая база Интернет-практикума. Её основа – многофункциональный микроскоп «ФемтоСкан», который стал первым в мире сканирующим зондовым микроскопом с полным управлением через сеть Интернет. Однако для организации полноценного Интернет-обучения зондовой микроскопии необходима дополнительная и существенная разработка методологии. Что нужно сделать для Интернет-образования в зондовой микроскопии? Неполный список задач, которые предстоит нам решить, приведен здесь. (Список 2)
Говоря о проекте, можно утверждать, что это удачный пример сотрудничества образовательного учреждения – МГУ им. М.В. Ломоносова, государственного фонда – ФС МФП НТС – и малого инновационного предприятия. Основной итог – новые возможности в обучении студентов новым аналитическим методам исследования материи – методам сканирующей зондовой микроскопии. Шестой год подряд в практикуме идут занятия со студентами. И получают они новые экспериментальные навыки. И оценки студенты получают разные, но в основном хорошие и отличные. С 2005 года в помещении практикум начались и лекционные занятия «Введение в экспериментальную нанотехнологию». Благодаря фонду, руководимому в течение 15-лет И.М.Бортником, а теперь возглавляемому С.Г. Поляковым, был дан сильный импульс развитию дистанционных методов в наноскопии.
В нашем рассказе было три участника – Московский университет, Фонд содействия и Центр перспективных технологий. Каждый делал свое дело. Один обучал, другой помогал, третий строил. На Руси число три, триединение, троица имели всегда особое значение.
Вместо заключения, хочется спросить, есть ли шанс у Российской технологии на бурное и непреодолимое развитие? И просится ответ «Да». При честном, открытом и энергичном участии всех возможных сторон. И обязательно, при мудрости.
Список 1. Сканирующая зондовая микроскопия через Интернет. Разговор об этом шел на российских и международных конференциях:
- I. Yaminsky, D. Yaminsky, A. Filonov. Nanoscopy Education Programs at Advanced Technologies Center. International Conference on Nano Science and Technology (ICN+T 2007), Stockholm, Sweden, July 2-6, 2007, EDU03-Or05.
- Яминский И.В. Дистанционное образование в области экспериментальной физики полимеров. // Четвертая Всероссийская Каргинская конференция "Наука о полимерах 21-му веку". Москва, МГУ, 29 января - 2 февраля 2007 года. Тезисы устных и стендовых докладов, том 3, с. 28
- И.В. Яминский. Новые возможности зондовой микроскопии. Первая Всеросийская школа-семинар "Современные достижения бионаноскопии". Сборник тезисов. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 11-17 июня 2007 года, Москва. с.18.
- Яминский И.В., Киселев Г.А., Филонов А.С. Аппаратура и методы наноскопии для биологии и медицины. // Московская Международная Конференция "Биотехнология и медицина". Материалы конференции. Москва, Россия, 14-17 марта 2006, с.21.
- Яминский И.В. Открытое экспериментальное образование в области наноскопии полимеров: Возможности и достижения. // Третья Всероссийская Каргинская Конференция "Полимеры - 2004". Тезисы устных и стендовых докладов. Москва, МГУ. Том 1, с. 196 (2004).
- Bolshakova A.V., Filonov A.S., Gallyamov M.O., Gavrilko D.Yu., Dubrovin E.V., Kiselyova O.I., Lomonosov A.M., Meshkov E.B., Yaminsky I.V. Open experimental internet practical studies in nanoscopy of polymers. //SPMP-2003. Book of abstracts. Rolduc Abbey, Conference Center, Kerkrade, The Netherlands, 15-18 July 2003. P.82.
- Bolshakova A.V., Filonov A.S., Gallyamov M.O., Gavrilko D.Yu., Dubrovin E.V., Kiselyova O.I., Lomonosov A.M., Meshkov E.B., Yaminsky I.V. Open experimental internet practical studies in nanoscopy. //Proceedings of International Workshop "Scanning Probe Microscopy - 2003", Nizhny Novgorod, March 2-5, 2003, pp. 57-61.
- А.В.Большакова, И.В. Яминский Лабораторная работа "Сканирующая зондовая микроскопия бактериальных клеток" в рамках Интернет-практикума по зондовой микроскопии кафедры ВМС химического факультета МГУ // Электронная конференция "Российские Интернет-ресурсы по химии, биологии и медицине; их развитие и применение в образовании, науке и малом наукоемком бизнесе". 2002.
- А.В. Большакова, Д.Ю. Гаврилко, М.О. Галлямов, Е.В. Дубровин, О.И. Киселева , Г.Б Мешков, А.С. Филонов, И.В. Яминский Лабораторный Интернет-практикум по сканирующей зондовой микроскопии // Электронная конференция "Российские Интернет-ресурсы по химии, биологии и медицине; их развитие и применение в образовании, науке и малом наукоемком бизнесе". 2002.
- Филонов А.С. Интернет-лаборатория сканирующей зондовой микроскопии // Сборник докладов 5-го Белорусского семинара по сканирующей зондовой микроскопии, 7-8 октября 2002 г., ИФТТП НАН Беларуси, Минск, 2002, 33-34.
- Яминский И.В., Филонов А.С., Люлевич В.В., Шишлова А.В., Киселева О.И., Большакова А.В., Галлямов М.О. Образовательные программы в области наноскопии и нанотехнологии // Съезд российских физиков- преподавателей "Физическое образование и XXI веке", тезисы докладов, Москва, 28-30 июня 2000, С.174
- Яминский И.В., Филонов А.С., Большакова А.В., Шишлова А.В. Образовательные программы в области зондовой микроскопии// Материалы Всероссийского совещания "Зондовая микроскопия-99", Нижний Новгород, 10-13 марта 1999, сс. 352-356.
Список 2.
- Регистрация пользователей, ведению «судового» журнала, составлению расписания – требуется адаптировать имеющееся или разработать новое программное обеспечение.
- Проверка уровня знаний и квалификации пользователя – надо создать систему интерактивного экзаменатора.
- Допуск к дистанционному эксперименту – следует разработать интеллектуальный центр принятия решений, который будет выносить свой вердикт.
- Онлайн контроль над действиями удаленного оператора микроскопа – полезно иметь систему мониторинга и оценки проводимых действий, выбора режимов и параметров сканирования и т.д.
- Система защиты от несанкционированных действий, умыслов хакеров и пр. – полезно использовать как стандартные, так и оригинальные методы.
- Информационные ресурсы и обучающая среда – их разнообразие и полнота будут только способствовать эффективности дистанционного обучения.