22-30 сентября 2008 года на базе Ульяновского государственного университета, а также Ростовского и Псковского институтов повышения квалификации работников образования прошли научно-методические семинары, посвященные обсуждению программы и учебно-методического сопровождения элективных курсов «Введение в нанотехнологии».
Семинары в г. Ростове и Пскове проводились в соответствии с заданием Федерального агентства по образованию на разработку программы и учебно-методического сопровождения учебного модуля «Введение в нанотехнологии» в программы по физике, химии, биологии основного и среднего общего образования. Грант по данной программе был выигран УлГУ летом 2008 г.
Нанотехнологии – это продукт интеграции знаний, методов и технологий фундаментальных наук - физики, химии, биологии, объединяемых через призму идей квантования и квантового характера взаимодействия.
В действующих программах по предметам «Физика», «Химия», «Биология» для средней (полной) общеобразовательной школы отсутствуют дидактические формы, посвященные ознакомлению с нанотехнологиями. При этом, к примеру, изучение элементов квантовой физики, с которыми школьники знакомятся во втором полугодии 11 класса, создает возможность включения модулей «Введение в нанотехнологии» в структуру физического, химического и биологического образования в средней школе в виде элективных курсов.
Докладчиками на семинарах выступала группа авторов образовательных модулей, включающая в себя ученых, преподавателей и методистов Ульяновского государственного университета, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Псковского педагогического государственного университета, Института биологии развития РАН, НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, Ульяновского, Ростовского и Псковского институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования и др. Кроме этого в семинарах активно приняли участие учителя профильных дисциплин, специалисты методических объединений и территориальных органов управления образованием Ульяновской, Ростовской и Псковской областей. Общее число участников семинаров превысило 500 человек.
Содержание учебных модулей представлено в виде пакета из 3-х учебно-методических комплексов элективных курсов «Введение в нанотехнологии», каждый из которых включает учебное пособие для учащихся и учебно-методическое пособие для учителей. Модули имеют единую основу (базу знаний) и единые концепции и методики обучения.
Каждому из участников семинаров были предоставлены пакет материалов, а также анкета, которая позволит учесть замечания учителей в исправленном варианте учебно-методических комплексов.
Представленные организаторами семинаров материалы и идеи получили высокую оценку. В то же время было отмечено, что изложить на доступном для учеников старших классов уровне принципы нанотехнологий: нанохимии, наноэлектроники, наносенсорики и т.п. весьма сложно. При этом главным результатом обучения должно стать формирование интереса учащихся к проблеме нанотехнологий, развитие их мышления, содействие формированию представлений о фундаментальном единстве естественных наук, роли нанотехнологий в реализации потребностей человечества, профессиональная ориентация. Особый интерес у преподавателей вызвали практико-ориентированные вопросы (в том числе профильной направленности), сопровождающие каждый раздел курса, которые должны побуждать учащегося развивать свои творческие и исследовательские способности, не останавливаясь на простом воспроизведении информации, а также возможность проведения практических и лабораторных занятий, содержание которых на данный момент находится в разработке.
Концепция работы предусматривает постоянное обновление материалов модулей с учетом их обсуждения в научном и педагогическом сообществе. С этой целью в настоящее время функционирует сайт www.nano-edu.ulsu.ru, созданный на основе технологии «Wiki» и дающий возможность открытого размещения и редактирования материалов любым пользователем.
Все материалы, включая фотографические, взяты с сайта Ульяновского Государственного Университета.