В эти сентябрьские дни 67 лет назад фашизм, поглотивший почти всю Европу, взял в блокаду Ленинград, собираясь полностью уничтожить его жителей, культуру города, созданного великими зодчими. Именно в эти дни в аэростатных полках заграждения закончился бензин, и тогда мл. техник-лейтенант Б.И. Шелищ предложил использовать отработанный грязный водород из аэростатов для питания двигателей грузовиков ГАЗ-АА, на которых были установлены лебедки для спуска и подъема аэростатов. Именно это решение позволило осуществить до конца 1941 года более 40000 подъемов-спусков аэростатов заграждения, обеспечивших защиту не только жилых кварталов, но и военных объектов. Это пример стремительного внедрения первого крупномасштабного Водородного проекта, спасшего не только Россию, но и весь мир от полного уничтожения.
Сегодня мы празднуем столетие «Водородного лейтенанта» Б.И. Шелища и вспоминаем те, не такие уж далекие времена, чтобы выразить восхищение изобретательностью, самоотверженностью и целеустремленностью в достижении цели, героизмом личности Бориса Шелища.
Уже в декабре 1941 года Б.И. Шелищ был награжден орденом Красной Звезды за реализацию смелого Водородного проекта. Запланированное фашизмом молниеносное уничтожение Ленинграда и Москвы в несостоявшемся блицкриге «Барбаросса» не удалось. Это дало возможность правительству страны обеспечить стабильное военное руководство армией и флотом в самом начале войны.
Редколлегия журнала в 2003 году в память о Б.И. Шелище провела Второй Международный Симпозиум «Безопасность и экономика водородного транспорта» - IFSSEHT-2003 - в г. Сарове. Решением редколлегии Международного научного журнала «Альтернативная энергетика и экология» была учреждена Международная медаль «За смелость инженерных решений» с изображением отважного «Водородного лейтенанта» Б.И. Шелища. Я сегодня рад представить читателям юбилейный выпуск Международного журнала ISJAEE как еще одну возможность осознать неоценимый вклад простого российского инженера в победу над фашистской чумой XX века.
Есть такое выражение: «И один в поле воин». Б.И. Шелищ был не одинок в реализации Водородного проекта, но именно он выдвинул идею и, несмотря на неудачу в первом экспериментальном запуске, проявил настойчивость и героизм во внедрении изобретения.
Именно он организовал в Ленинграде и Москве перевод грузовиков с бензина на водород. Именно он отказался покинуть осажденный город, несмотря на предложение командования переехать в Москву. Архимед спас Сиракузы, Шелищ спас не только Ленинград и Москву – его техническое решение помогло сохранить основные военные объекты и обеспечить непрерывность военного управления страной для уничтожения фашизма и освобождения почти всей Европы.
Редколлегия журнала обращается к правительствам стран, которых коснулась Вторая мировая война, с предложением увековечить память простого российского инженера Б.И. Шелища, внесшего значительный вклад в спасение нашей цивилизации от полного уничтожения фашизмом. Мы очень надеемся на то, что в Москве, Санкт-Петербурге и других городах будут воздвигнуты памятники легендарному человеку и патриоту Б.И. Шелищу, улица, где он жил, будет удостоена его имени, а на доме в Санкт-Петербурге - установлена мемориальная доска. Ученые и инженеры 26 сентября провели в Санкт-Петербурге юбилейную конференцию, посвященную 100-летию Бориса Шелища. Идея конференции - создать основы законотворчества в России в области водородной энергетики.
Главный редактор журнала IJAEE А.Л.Гусев
(из вступительного слова Главного Редактора к юбилейному выпуску журнала)
Здесь - виртуальный музей альтернативной энергетики.
Здесь - сайт журнала.
leu.pdf (818.30 Кб.) | |